Стремление к внутреннему диалогу как форма саморефлексии лирических субъектов В. Цоя и И. Кормильцева


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-3-84-91

Полный текст:


Аннотация

В статье исследуется проблема возможности внутреннего диалога как пути к себе в форме литературной саморефлексии на материале творчества В. Цоя и И. Кормильцева. С этой целью проводится сравнительный анализ текстов песен «Я – асфальт» авторства В. Цоя и «Никомуникабельность» И. Кормильцева. Лирические субъекты обоих авторов используют для этого «вспомогательные средства», такие как письмо (у Цоя) и телефон (у Кормильцева). Выявлено, что эти средства связи, контакта с самим собой создают эффект максимального остранения, возможности взглянуть на себя как на иного субъекта и таким образом выйти в пространство саморефлексии, которая является характерной чертой мироощущения авторов русской рок-поэзии. Оба поэта так или иначе поднимают проблему одиночества. Лирический субъект Цоя замкнут в собственном мире, где играет различные жизненные роли, но в то же время размышляет о возможности выхода к другим людям. В тексте Кормильцева, наоборот, представлена избыточная коммуникация с иными индивидами, что в итоге препятствует внутреннему диалогу лирического субъекта. Отсюда трагическая «никомуникабельность», при которой у героя нет времени и возможности для общения с собой, но и нет желания раскрыть душу абстрактным собеседникам. Попытку саморефлексии в произведении Цоя можно считать во многом состоявшейся, тогда как лирический субъект Кормильцева, несмотря на неоднократные усилия, никак не может наладить контакт с собой.

Об авторе

З. Г. Станкович
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Зинаида Г. Станкович, кандидат филологических наук, доцент

420008, Казань, ул. Кремлёвская, д. 18



Список литературы

1. Гавриков 2011 – Гавриков В.А. Русская песенная поэзия XX века как текст. Брянск: Брянское СРП ВО, 2011.

2. Исаева 2016 – Исаева Е.В. Альбом группы “Nautilus Pompilius” «Ни Кому Ни Кабельность» // Русская рок-поэзия: Текст и контекст: Сб. науч. трудов. 2016. Вып. 16. С. 113–119.

3. Ройтберг 2011 – Ройтберг Н.В. Что есть «рок», или экзистенциально-трагедийное начало как смысловая доминанта рок-текста // Русская рок-поэзия: Текст и контекст: Сб. науч. трудов. 2011. Вып. 12. С. 7–13.

4. Станкович 2020 – Станкович З.Г. Образно-сюжетные связи лирики и живописи В. Цоя как выражение саморефлексии автора // Казанская наука. 2020. Вып. 19. С. 182–187.

5. Харитонова 2018 – Харитонова З.Г. Рассказ Виктора Цоя «Романс» как опыт литературной саморефлексии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 4 (82). Ч. 2. С. 293–296.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Станкович З.Г. Стремление к внутреннему диалогу как форма саморефлексии лирических субъектов В. Цоя и И. Кормильцева. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(3):84-91. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-3-84-91

For citation: Stankovich Z.G. The aspiration for internal dialogue as lyrical subjects’ self-reflection form in works of V. Tsoi and I. Kormil’tsev. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(3):84-91. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-3-84-91

Просмотров: 5

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)