«Распятие» из Парижского парламента (1448 г.) и его политико-правовые смыслы


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-5-93-113

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена анализу «Распятия» из Парижского парламента – картины, которая украшала Большой зал королевского суда с начала XV столетия вплоть до 1904 г. Автор уделяет основное внимание политико-правовым смыслам, которые оказались заложены в данное изображение. С этой точки зрения изучены основные персонажи ретабло, их внешний вид и атрибуты, а также общая композиция картины. Автор приходит к выводу, что передний план ретабло предназначался прежде всего для образованных людей, знакомых не только с историей Страстей Христовых или мученичества св. Дионисия, но и с христианскими доктринами искупления и разделения властей. Задний план ретабло, напротив, предназначался для простого обывателя. Для каждой группы зрителей в «Распятии» была задействована своя символика и свои, понятные каждому маркеры. Тем не менее цель изображения оставалась единой – подчеркнуть всеми средствами, что Парижский парламент – высший королевский суд Франции, место власти par exellence, перед которой оказываются равны абсолютно все: и представители знати и церкви, и высокопоставленные придворные, и особы королевской крови, и обыватели.

Об авторе

О. И. Тогоева
Институт всеобщей истории РАН
Россия

Ольга И. Тогоева, доктор исторических наук

119334, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;



Список литературы

1. Берман 1994 – Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: МГУ, 1994. 624 с.

2. Ле Гофф 2001 – Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. М.: Ладомир, 2001. 800 с.

3. Рогачевский 1996 – Рогачевский А.Л. Меч Роланда: Правовые взгляды немецких горожан XIII–XVII вв. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. 153 с.

4. Тогоева 2006 – Тогоева О.И. «Истинная правда»: Языки средневекового правосудия. М.: Наука, 2006. 334 с.

5. Фавье 2003 – Фавье Ж. Ангерран де Мариньи: Советник Филиппа IV Красивого. СПб.: Евразия, 2003. 336 с.

6. Цатурова 2013 – Цатурова С.К. Людовик IX Святой – отец правосудия // Средние века. 2013. Т. 74. № 3–4. С. 344–362.

7. Adams 2012 – Adams T. Between history and fiction. Revisiting the affaire de la tour de Nesle // Viator. 2012. Vol. 43. No. 2. P. 165–192.

8. Audéon 2020 – Audéon G. Philippe le Bel et l’affaire des brus, 1314. P.: Harmattan, 2020. 247 p.

9. Beaune 2004 – Beaune C. Jeanne d’Arc. P.: Perrin, 2004. 475 p.

10. Brown 2019 – Brown E.A.R. Philip the fair of France and his family’s disgrace. The adultery scandal of 1314 revealed, recounted, reimagined, and redated // Mediaevistik. 2019. Vol. 32. P. 71–103.

11. Brown, Famiglietti 1994 – Brown E.A.R., Famiglietti R.C. The Lit de justice. Semantics, ceremonial, and the Parlement of Paris 1300–1600. Sigmaringen: Jan Thorbecke Verlag, 1994. 163 p.

12. Carolus-Barré 1953 – Carolus-Barré L. Les armes de Charlemagne dans l’héraldique et l’iconographie médiévales // Mémorial d’un voyage d’études de la Société Nationale des antiquaires de France en Rhénanie. P., 1953. P. 289–308.

13. Christian-Nils 2006 – Christian-Nils R. La justice dans ses décors (XVe – XVIe siècles). Genève: Droz, 2006. 112 р.

14. Collard, Heullant-Donat 2010 – Collard F., Heullant-Donat I. Deux autres Jeanne. Figures de reines défigurées aux XIVe et XVe siècles // Une histoire pour un royaume, XIIe – XVe siècle / Ed. par A.-H. Allirot, M. Gaude-Ferragu, G. Lecuppre. P.: Perrin, 2010. P. 281–309.

15. Duparc 1982 – Duparc P. La délivrance d’Orléans et la mission de Jeanne d’Arc // Jeanne d’Arc, une époque, un rayonnement. Colloque d’histoire médiévale, Orléans, octobre 1979. P.: CNRS, 1982. P. 153–158.

16. Favier 1999 – Favier J. Charlemagne. P.: Grand livre du mois, 1999. 769 p. Flori 2002 – Flori J. Philippe Auguste: la naissance de l’État monarchique. P.: Tallandier, 2002. 159 p.

17. Folz 1973 – Folz R. Le Souvenir et la légende de Charlemagne dans l’Empire germanique médiéval. Etudes sur le culte liturgique de Charlemagne dans les églises de l’Empire. Genève: Slatkine, 1973. 624 p.

18. Jacob 1994 – Jacob R. Images de la justice. Essai sur l’iconographie judiciaire du Moyen Age à l’âge classique. P.: Léopard d’Or, 1994. 256 р.

19. Lambrech 1988 – Lambrech R. Charlemagne and his influence on the late medieval French kings // Journal of Medieval History. 1988. Vol. 14. Issue 4. P. 283–291.

20. Lorentz 2001 – Lorentz Ph. Groupe Van der Weyden, la Crucifixion du Parlement de Paris // Musée du Louvre. Paris, Corpus de la peinture des anciens Pays-Bas méri-dionaux au quinzième siècle / Ed. par Ph. Lorentz, M. Comblen-Sonkes. Bruxelles: Centre international d’étude de la peinture médiévale des bassins de l’Escaut et de la Meuse; P.: Réunion des Musées nationaux, 2001. T. 3. P. 81–132.

21. Lorentz 2004a – Lorentz Ph. La Crucifixion du Parlement de Paris. P.: Musée du Louvre; Réunion des Musées nationaux, 2004. 56 p.

22. Lorentz 2004b – Lorentz Ph. La peinture à Paris au XVe siècle: un bilan (1904–2004) // Primitifs français. Découvertes et redécouvertes. Catalogue de l’exposition. P.: Musée du Louvre, 2004. P. 86–107.

23. Mérindol 1992 – Mérindol Ch., de. Le Retable du Parlement de Paris, nouvelles lectures // Histoire de la justice. 1992. Vol. 5. P. 19–34.

24. Mérindol 1997 – Mérindol Ch., de. Les salles de justice et leur décor en France à l’époque médiévale // Histoire de la justice. 1997. Vol. 10. P. 5–80.

25. Montésinos 2011 – Montésinos Ch. Éléments de mythologie sacrée aux XIIe et XIIIe siècles en France. P.: Editions de la Hutte, 2011. 416 p.

26. Reynaud 1993 – Reynaud N. “Le maître de Dreux-Budé” et “Le maître de Coëtivy” // Les manuscrits à peinture en 1440–1520. Catalogue de l’exposition / Ed. par F. Avril, N. Reynaud. P.: Bibliothèque nationale, 1993. P. 53–69.

27. Schmidt-Chazan 1990 – Schmidt-Chazan M. L’idée d’Empire dans le Speculum historiale de Vincent de Beauvais // Vincent de Beauvais. Intentions et réceptions d’une oeuvre encyclopédique au Moyen Age / Sous la dir. de M. Paulmier-Foucart, S. Lusignan, A. Nadeau. P.: Vrin, 1990. P. 253–284.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тогоева О.И. «Распятие» из Парижского парламента (1448 г.) и его политико-правовые смыслы. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(5):93-113. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-5-93-113

For citation: Togoeva O.I. The Crucifixion from the Parliament of Paris (1448), its political and legal meanings. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(5):93-113. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-5-93-113

Просмотров: 64

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)