Репрезентация телесности в немиметическом письме Павла Улитина
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5-91-100
Аннотация
Статья посвящена описанию и анализу телесных категорий, возникающих в творчестве советского неподцензурного прозаика Павла Улитина. Хотя за писателем и закрепилось амплуа одного из самых «музыкальных» писателей самиздата, тексты его, несмотря на отчетливый интерес автора к мелодике речи, актуализируют тот комплекс проблем, что в современной гуманитарной науке связывается с телом. Неизменное внимание к оформлению, взаимодействие с различными способами репрезентации текста (от каллиграфии до печати на машинке) обнажают телесное начало письма как таковое. Содержательно произведения Улитина, нередко полностью элиминируя привычную изобразительность, тоже обращаются к телу. Способы неклассической репрезентации тела интересуют нас в первую очередь, однако, помимо имманентного анализа, мы предпримем попытку рассмотреть выявленные стратегии в синхронии: в контексте современных Улитину практик, не в последнюю очередь связанных с появлением так называемого Нового романа, поэтика которого рассматривается в соотношении с процессами, происходящими в философской культуре Европы второй половины двадцатого века. Материалом исследования послужила книга «Как он держит весло?» в качестве наиболее яркого примера авторской поэтики.
Об авторе
Д. И. СотниковРоссия
Дмитрий И. Сотников, магистрант
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Барт 1989 – Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы. Семиотика / Пер. с франц. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 462–519.
2. Беньямин 2012 – Беньямин В. О миметической способности // Учение о подобии. Медиаэстетические исследования: Сб. статей / Пер. с нем. И. Чурбанова. М.: РГГУ, 2012. С. 171–187.
3. Гапон 1997 – Гапон Л.А. Текст как телесный объект (творчество Алена РобГрийе) // Вестник Омского университета. Вып. 4. С. 74–76. URL: https://omsu.ru/vestnik/articles/y1997-i4/a074/article.html?ysclid=llchd7yywf343273050 (дата обращения 15 августа 2023).
4. Горелов 2021 – Горелов О.С. Сюрреалистический код в русской литературе XX–XXI веков. Воронеж: Воронежская типография, 2021. 492 с.
5. Деррида 2000 – Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. 511 с.
6. Зенкин 2015 – Зенкин С. Беньямин, Бодлер и мимесис // Шарль Бодлер & Вальтер Беньямин. Политика & Поэтика / Ред.-сост. С.Л. Фокин М.: НЛО, 2015. С. 9–21.
7. Кукулин 2014 – Кукулин И.В. Фрагментация жизни: проза Павла Улитина и смена парадигмы автобиографического письма 1950–1970-х годов // AftobiografiЯ. 2014. № 3. С. 129–169.
8. Обатнина 2008 – Обатнина Е. Алексей Ремизов: Личность и творческие практики писателя. М.: НЛО, 2008. 296 с.
9. Подорога 1995a – Подорога В. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem, 1995. 426 с.
10. Подорога 1995b – Подорога В. Феноменология тела. М.: Ad Marginem, 1995. 339 с.
11. Ставцев 2000 – Ставцев С.Н. Язык и позиция субъекта: Лакановская структурно семиотическая концепция субъектности // Формы субъективности в философской культуре ХХ века / Колесников А.С., Ставцев С.Н. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 62–78.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Сотников Д.И. Репрезентация телесности в немиметическом письме Павла Улитина. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(5):91-100. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5-91-100
For citation: Sotnikov D.I. Representation of corporeality in Pavel Ulitin’s non-mimetic writing. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(5):91-100. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-5-91-100
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.