Вредоносные магические практики в современной армянской семье


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-6-108-123

Полный текст:




Аннотация

Данная статья посвящена вопросу о том, какое место вредоносные магические практики занимают в повседневности современной Армении, в частности в современной армянской семье. В основе исследования лежат полевые материалы, записанные в 2019 г. в Армении (Ереван, Гюмри). Интервью проводились с информантами, которые сталкивались с вредоносной магией или сами обращались к колдунам и гадалкам. К магическим практикам, распространенным в современной Армении, можно отнести гадание, целительство, вредоносные практики. Последние часто являются инструментом для своеобразного решения семейных конфликтов; в интервью о колдовстве в желании нанести вред семье женщины обвиняли других женщин – своих родственниц. Это может быть связано с устройством армянской семьи, которая остается расширенной и в которой женщины становятся друг другу конкурентками, соперничая за власть в семье.


Об авторе

А. А. Пртавян
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Амалия А. Пртавян, соискатель ученой степени кандидата наук

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Антонян 2006 – Антонян Ю.Ю. Колдовской талисман в современной армянской народной культуре // Живая старина. 2006. № 4. С. 29–32.

2. Антонян 2008 – Антонян Ю.Ю. Религиозно-магические и целительские практики в современной городской среде Армении // Разгадать Южный Кавказ: общества и среда обитания: Сб. статей / Науч. ред. Е. Герасимова; отв. ред. Н. Ложава. Тбилиси: Heinrich Boell Stiftung, 2008. Вып. 3. С. 109–129.

3. Леви-Брюль 2002 – Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет / Пер. с фр. Е. Калыцикова. СПб.: Европейский дом, 2002. 400 с.

4. Леви-Стросс 1985 – Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с фр., под ред. и с примеч. Вяч.Вс. Иванова. М.: Наука, 1985. 535 с.

5. Малиновский 1998 – Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998. 288 с.

6. Романов, Ярская-Смирнова 2007 – Романов П.В., Ярская-Cмирнова Е.Р. Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 г.) // Новое литературное обозрение. 2007. № 1 (83). С. 205–226.

7. Темкина 2008 – Темкина А.А. Сексуальная жизнь женщины: между подчинением и свободой. СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2008. 376 с.

8. Темкина 2010 – Темкина А.А. Добрачная девственность: культурный код гендерного порядка в современной Армении (на примере Еревана) // Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2010. Т. 2. № 1. С. 129–159.

9. Тэйлор 2019 – Тэйлор Э. Первобытная культура / Пер. Д.А. Коропчевский, А. Ивин; под ред. В.К. Никольского. М.: Юрайт, 2019. 742 с.

10. Фрэзер 2006 – Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии / Пер. с англ. М.К. Рыклина. М.: Эксмо, 2006. 958 с.

11. Христофорова 2010 – Христофорова О.Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ, 2010. 432 c.

12. Шахназарян 2011 – Шахназарян Н.Р. В тесных объятиях традиции: патриархат и война. СПб.: Алетейя, 2011. 238 с.

13. Ярская-Смирнова, Григорьева 2006 – Ярская-Смирнова Е.Р., Григорьева О.А. «Мы – часть природы…»: социальная идентификация народных целителей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 1. С. 151–170.

14. Briggs 2002 – Briggs R. Witches and neighbours. The social and cultural context of European witchcraft. Oxford: Wiley-Blackwell, 2002. 416 p.

15. Evans-Pritchard 1976 – Evans-Pritchard E.E. Witchcraft, oracles, and magic among the Azande. Oxford: Clarendon Press, 1976. 265 p.

16. Goodare 2016 – Goodare J. The European witch-hunt. L.; N.Y.: Routledge, 2016. 452 p. Grishaeva, Shumkova – Grishaeva E., Shumkova V. What does it mean to be a true orthodox in post-secular Russia: attitude toward magic among Orthodox believers in the Middle Ural // Religion and magic in socialist and post-socialist contexts: Historic and ethnographic case studies of Orthodoxy, Heterodoxy, and alternative spirituality / Ed. by A. Cotofana, J.M. Nyce. Stuttgart: Ibidem Press, 2017. P. 51–74.

17. Lindquist 2006 – Lindquist G. Conjuring hope. Magic and healing in contemporary Russia. N.Y.: Berghahn Books, 2006. 251 p.

18. Primiano 2012 – Primiano L.N. Afterword. Manifestation of the religious vernacular. Ambiguity, power, and creativity // Vernacular religion in everyday life. Expressions of belief / ed. by M. Bowman, U. Valk. Sheffield: Acumen Publishing, 2012. P. 382–394.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пртавян А.А. Вредоносные магические практики в современной армянской семье. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(6):108-123. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-6-108-123

For citation: Prtavyan A.A. Harmful magical practices in a modern Armenian family. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(6):108-123. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-6-108-123

Просмотров: 172

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)