Продуктивное слушание в коммуникативной культуре языковой личности
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-12-143-152
Аннотация
Продуктивное слушание предполагает ответную реакцию на исходное высказывание, которая может быть выражена различными способами, важнейший из которых – ответный вопрос. Сфера «ответа» имеет специфические речевые жанры; отнесенность речемыслительного произведения к категории инициальности или к категории ответности составляет одну из его онтологических черт, а соответствующий параметр является наиболее существенным для квалификации коммуникативных
действий. Система стратегий, положенная в основу типологии ответных вопросов, опирается на лингвистическую концепцию ответных стратегий ментатива. Умение задать ответный вопрос (в научном и учебном диалоге, в интервью, во время дискуссии и т. д.) означает определенный уровень владения коммуникативной культурой и предполагает ряд когнитивно-коммуникативных действий. Предлагаемая в статье типология вопросов связана с ответной сферой и базируется на ее интенционально-смысловых типах. Выделяются такие типы ответных вопросов, как толкование, переоформление, отрицание, вопрос-поддержка исходного тезиса, вопрос-развитие. В практическом плане ставится проблема малой изученности сферы ответных речевых жанров, неосвоенности умений активного слушания и постановки вопросов ответного типа на родном языке; выделяются шаги в технологии освоения ответных стратегий-вопросов.
Для цитирования:
Максимова Н.В. Продуктивное слушание в коммуникативной культуре языковой личности. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(12):143-152. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-12-143-152
For citation:
Maksimova N.V. Productive listening in the communicative culture of a language personality. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(12):143-152. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-12-143-152