Возможен ли рациональный подход к исследованию эзотерики?


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2016-6-136-161

Полный текст:




Аннотация

В статье на примере творчества известной британской исследовательницы Фрэнсис Йейтс проводится анализ рационального рассмотрения явления, получившего в последние годы название «западный эзотеризм». Йейтс была в числе первых исследователей, обратившихся к эзотерической (в ее терминологии - «герметико-каббалистической») составляющей культуры Возрождения и раннего Нового времени. Этой теме Йейтс посвятила четыре монографии. Подход Йейтс рассматривается через призму нескольких ключевых тем: эзотеризм и научная революция, эзотеризм и художественное творчество, история Джона Ди. Идеи Йейтс вводятся в общий контекст рационального отношения к западному эзотеризму во второй половине XX в.

Об авторе

Павел Георгиевич Носачев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Wasserstrom S. Religion After Religion: Gershom Scholem, Mircea Eliade, and Henry Corbin at Eranos. Princeton: Princeton UP, 1999.

2. Hakl H.T. Eranos: An alternative intellectual history of the twentieth century / Transl. by Ch. McIntosh. Bristol: Equinox, 2013.

3. Носачев П.Г. Эзотерика: Основные моменты истории термина // Вестн. ПСТГУ. 2011. № 2 (34). С. 49-60.

4. Hanegraaff W. Esotericism and the academy: Rejected knowledge and western culture. Cambridge: Cambridge University Press, 2012.

5. Hanegraaff W.J. Esoterica // Dictionary of gnosis and western esotericism. Leiden; Brill, 2006. P. 336-340.

6. Hermes in the Academy: Ten years’ study of Western Esotericism at the University of Amsterdam / Ed. by W.J. Hanegraaff. Amsterdam: University of Amsterdam, 2009. P. 51, 105, 129.

7. Warburg A. Italienische Kunst und internationale Astrologie // Palazzo Schifanoja zu Ferrara in L‘Italia e l‘arte straniera: atti del X Congresso Internazionale di Storia dell‘Arte. Roma, 1922.

8. Williams D. No Man’s Elizabeth // The Impact of Feminism in English Renaissance Studies. L., 2007. P. 245-246.

9. Yates F. The occult philosophy in the Elizabethan age. L., 2004. P. 2.

10. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000. С. 403.

11. Panofsky E. Albrecht Dürer. Princeton, 1948. P. 166-168.

12. Klibansky R., Saxl F., Panofsky E. Saturn and Melancholy: Studies in the History of Natural Philosophy. Cambridge: Heffer & Sons, 1964. P. 345.

13. Йейтс Ф. Розенкрейцерское Просвещение. СПб., 1999. С. 82.

14. Asprem E. Arguing with angels: Enochian Magic & Modern Occulture. N. Y., 2013.

15. Stuckrad Kocku von. Locations of Knowledge in Medieval and Early Modern Europe: Esoteric Discourse and Western Identities. Leiden: Brill, 2010. P. 150-151.

16. Hanegraaff W. Beyound the Yates paradigm: the study of Western esotericism beyond conterculrure and new complexity // Aries. 2000. Vol. 1 (1). P. 15-16.

17. Copenhaver B. P. Natural Magic, Hermetism, and Occultism // Early Modern Science in Reappraisals of the Scientific Revolution. Cambridge, 1990. P. 264.

18. Визгин В. Герметическая традиция и научная революция: к новой интерпретации тезиса Фрэнсис А. Йейтc // Государство, религия, церковь. 2013. № 1 (31). С. 95.

19. Fisher E. Fascist Scholars, Fascist Scholarship: The Quest for Ur-Fascism and the Study of Religion // Hermeneutics, Politics, and the History of Religions: The Contested Legacies of Joachim Wach and Mircea Eliade. Oxford, 2010. P. 271.

20. Пази М. Оккультизм и современность // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 278-279.

21. Adorno T.W. The Stars Down to Earth. L., 1994. P. 173.

22. Wise C. The life and thought of Hans Jonas. Lebanon, 2007. P. 87-149.

23. Germino D. Eric Voegelin on the Gnostic Roots of Violence. München, 1999.

24. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997. С. 90.

25. Штраус Л. Естественное право и история. М., 2007. С. 46.

26. Webb J. Occult Establishment. LaSalle: Open Court Publishing Company, 1976.

27. Webb J. Occult Underground. LaSalle: Open Court Publishing Company, 1974.

28. Hanegraaff W. Empirical method in the study of esotericism // Method & Theory in the Study of Religion. 1995. Vol. 7 (2). P. 99-129.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Носачев П.Г. Возможен ли рациональный подход к исследованию эзотерики? ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2016;(6):136-161. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2016-6-136-161

For citation: Nosachev P. Is it rational approach to the study of esotericism possible? RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2016;(6):136-161. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2016-6-136-161

Просмотров: 380

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)