Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Рок-музыка в Индии: этапы развития и смысловое наполнение

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-7-81-98

Аннотация

Тексты песен рок-музыкантов, в отличие от коммерческой развлекательной поп-музыки, чаще затрагивают наиболее острые социально-политические и экономические проблемы. Исключением не являются и рок-исполнители в Индии, творчество которых не получило широкого освещения как в отечественных, так и зарубежных исследованиях. Индийский рок – явление самобытное, поскольку, формируясь в изоляции от своего западного прародителя, он неизбежно впитал в себя национальный колорит. Таким образом, изучение рок-музыки позволит получить расширенное представление об особенностях социокультурных процессов в Индии. В данной статье приводится исследование функционирования жанра «рок», в рамках которого были рассмотрены предпосылки возникновения и эволюции рок-музыки в Индии, а также изучены проблемы, которые местные рок-группы затрагивают в своем творчестве. Анализ показал, что в Индии под влиянием различных социально-экономических факторов выделяются два основных этапа развития рок-музыки: 1960–1980-е гг. и 1990-е гг. – настоящее время. Изначальный протекционистский курс индийского руководства в культурной и экономической сферах значительно ограничивал влияние Запада, продуктом которого, в частности, была музыка в жанре «рок». Однако с началом либерализации экономики в середине 1980-х гг. культурный обмен между западными странами и Индией постепенно расширялся. Это обусловило попытки музыкантов защитить свою культуру от чрезмерной вестернизации и поиск вдохновения в собственной религии, фольклоре, поэзии на местных языках, а также рефлексию над такими проблемами, как сепаратизм, кастовая и религиозная сегрегация, климатические изменения, положение женщин.

Об авторе

Е. В. Голубцова
Военный университет МО РФ им. князя А. Невского
Россия

Екатерина В. Голубцова, кандидат исторических наук

123001, Москва, ул. Б. Садовая, д. 14



Список литературы

1. Алаев, Вигасин, Сафронова 2018 – Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М.: ГАУГН-Пресс, 2018. 544 c.

2. Громаков 2014 – Громаков А.И. Рок-музыка как кейс музыкальной социализации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 115–117.

3. Дюкин 2019 – Дюкин С. Рок-культура как инструмент инфантилизации сознания // Культуролог. 2019. URL: https://culturolog.ru/content/view/3714/7/ (дата обращения 20.01.2025).

4. Кнабе 2006 – Кнабе Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры // Кнабе Г.С. Избранные труды: Теория и история культуры. М.; СПб., 2006. С. 20–50.

5. Шляков, Ребышева 2023 – Шляков А.В., Ребышева Л.В. Сравнительный анализ социокультурных истоков рок-музыки в СССР и США // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2023. Т. 16. № 2. С. 99–111.

6. Яковлев 2014 – Яковлев А.Ю. Этнический терроризм манипурских племен в Индии // Культура. Духовность. Общество. 2014. № 11. С. 82–85.

7. Belz 1969 – Belz C. The story of rock. N.Y.: Oxford University Press, 1969. 256 p.

8. Gillett 1970 – Gillett C. The sound of the city: The rise of rock and roll. N.Y.: Outerbridge & Dienstfrey, 1970. 375 p.

9. London 1984 – London H.I. Closing the circle: A cultural history of the rock revolution. Chicago: Nelson-Hall, 1984. 199 p.

10. Negus 1999 – Negus K. Music genres and corporate cultures. N.Y.: L.: Routledge, 1999. 211 p.

11. Wicke 1990 – Wicke P. Rock music: culture, aesthetics, and sociology. N.Y.: Cambridge University Press, 1990. 228 p.


Рецензия

Для цитирования:


Голубцова Е.В. Рок-музыка в Индии: этапы развития и смысловое наполнение. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(7):81-98. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-7-81-98

For citation:


Golubtsova E.V. The rock music in India: development and semantic content. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(7):81-98. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-7-81-98

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)