ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
Николай Александрович Бердяев – один из самых известных русских философов как в самой России, так и за ее пределами. Цель статьи состоит в том, чтобы выявить содержание философской категории «пространство» в произведениях Н.А. Бердяева. Философы русского зарубежья нередко обращались к теме пространств, их границ, влиянию на отдельного индивида и социум. В качестве основных источников для исследования выступают такие произведения Бердяева, как «Судьба России» (написано до эмиграции) и «Самопознание» (создано в эмиграции). В статье предпринимается попытка рассмотреть историю употребления категории «пространство» в творчестве Бердяева и проанализировать сам способ работы философа с этой категорией. Изучение проблемы проводится с опорой на методологический подход Б. Гройса к анализу категории пространства. Этот подход позволяет анализировать «пространство» в текстах Бердяева как функциональную «пустоту», в рамках которой происходит конструирование субъекта. Его применение дает возможность провести стратификацию и проследить определенную эволюцию содержания категории «пространство» в философских произведениях Бердяева. В статье выделяются такие разновидности категории «пространство» как: географическое пространство, внутреннее и внешнее пространства, пространство Запада, пространство Востока, пространство Азии, пространство России, пространство свободы.
На протяжении всего ХХ века в профессиональном научном сообществе наблюдается устойчивое внимание к проблеме кризиса гуманистической традиции. Социально-экономические трансформации, в свою очередь, приводят к сдвигу в научной парадигме – необходимости пересмотра возможностей и границ познания, а также принципов и подходов к исследованиям. Междисциплинарный подход, как один из способов решения проблемы дифференциации знания, сейчас рассматривается как методологический ориентир. Одними из наиболее актуальных междисциплинарных полей на сегодняшний день являются исследования постгуманизма. Таким образом, возникает необходимость переосмысления и пересмотра привычного отношения к классическому гуманизму. Внутри философской системы Владимира Вениаминовича Бибихина в 1990-е гг. возникает конструкция «Нового ренессанса», которая определяет ренессанс как событие, многократно повторяющееся в истории культуры, захваченность которым становится ключевым аспектом ренессансного порыва – реактуализации ренессанса «нашего» и «нового». Центральное для Ренессанса понятие – гуманизм, очищается В.В. Бибихиным от историографических наслоений, что позволяет увидеть в нем не знак, а значение. В рамках статьи предполагается сопоставление философских построений В.В. Бибихина с идеями постгуманизма в ХХI в. Мы будем следовать междисциплинарному подходу, применять методы сравнительного анализа, синтеза, дискурс-анализа.
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья посвящена советской архитектуре и ее эстетической роли в культурном пространстве провинциального города. Проблема своеобразия и зарождения «сталинского ампира» в Воронеже и его эстетическая роль до сих пор остаются малоизученными, а между тем это обширный и бесценный пласт для истории архитектурных стилей, в значительной мере расширяющий представления о культуре нашей страны в те годы. В первой части работы раскрывается проблема происхождения стиля «сталинский ампир», а также на основе анализа различных источников и архитектурных сооружений того времени составлен ряд его отличительных черт. Вторая часть посвящена представителю воронежской архитектурной школы ХХ в. – А.В. Миронову, который создал и восстановил после войны множество зданий и сооружений в этом стиле, и впоследствии стал успешным преподавателем «искусства строить». В последнем разделе в качестве примера творчества А.В. Миронова выбран Воронежский государственный лесотехнический университет и проанализировано стилистическое и эстетическое своеобразие этого сооружения.
В статье описан национальный хакасский женский оберег «поғо́» как объект нематериального культурного наследия коренного народа Республики Хакасия. Уникальность «поғо́» заключается не только в своеобразной технике изготовления данного изделия, но и в сакральных смыслах украшения, восходящего к глубокой древности. В статье рассмотрено традиционное предназначение уникального этнографического объекта, указаны сведения о хранителях данного этнокультурного достояния Российской Федерации – музейных и культурных учреждениях. Также описаны технология его изготовления и современные варианты использования представителями креативных индустрий. Сегодня хранящиеся в музейных коллекциях уникальные предметы одежды и быта хакасов и шорцев интересуют художников-декораторов и модельеров, благодаря которым хакасское сакральное украшение, вошедшее в реестр нематериального культурного наследия Хакасии, не остается незамеченным. Стилизованные и архаичные его варианты представлены на европейских подиумах и выставках.
ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Тексты песен рок-музыкантов, в отличие от коммерческой развлекательной поп-музыки, чаще затрагивают наиболее острые социально-политические и экономические проблемы. Исключением не являются и рок-исполнители в Индии, творчество которых не получило широкого освещения как в отечественных, так и зарубежных исследованиях. Индийский рок – явление самобытное, поскольку, формируясь в изоляции от своего западного прародителя, он неизбежно впитал в себя национальный колорит. Таким образом, изучение рок-музыки позволит получить расширенное представление об особенностях социокультурных процессов в Индии. В данной статье приводится исследование функционирования жанра «рок», в рамках которого были рассмотрены предпосылки возникновения и эволюции рок-музыки в Индии, а также изучены проблемы, которые местные рок-группы затрагивают в своем творчестве. Анализ показал, что в Индии под влиянием различных социально-экономических факторов выделяются два основных этапа развития рок-музыки: 1960–1980-е гг. и 1990-е гг. – настоящее время. Изначальный протекционистский курс индийского руководства в культурной и экономической сферах значительно ограничивал влияние Запада, продуктом которого, в частности, была музыка в жанре «рок». Однако с началом либерализации экономики в середине 1980-х гг. культурный обмен между западными странами и Индией постепенно расширялся. Это обусловило попытки музыкантов защитить свою культуру от чрезмерной вестернизации и поиск вдохновения в собственной религии, фольклоре, поэзии на местных языках, а также рефлексию над такими проблемами, как сепаратизм, кастовая и религиозная сегрегация, климатические изменения, положение женщин.
Театральное пространство, социокультурное по замыслу своего существования и обладающее определенной ценностью для коллективного восприятия, и в XXI в. не утратило своей значимости при изучении региональной культуры в России. Художественное отображение реальности, превращение её в смысловую знаковую систему эпохи, региона, народа, делает театр идеальным объектом культурологического исследования. Специфика подвижности региональной театральной среды, обеспечивающей ее витальность, возможностей современной коммуникации, позволяет исследователю не только выявить и показать особенности региональной культуры, нашедшей отражение в театральном искусстве, но и проследить тенденции, влияющие на состояние региональной культуры и общество в целом. Энергичность и подвижность региональных театров заставляет исследователя расширять спектр методов, не ограничиваться анализом этнокультурных особенностей и региональной идентичности, поскольку речь идет о пространственном измерении культуры и социокультурной динамике. Постижение связи театральной практики и ценностных ориентаций общества определяет не только внешние контуры культуры, но и пласт духовного мира человека, что позволяет современным исследователям наиболее точно охарактеризовать ценностно-смысловые доминанты региональной культуры, которые воплотились в феномене регионального театра.
ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИАТИЗИРОВАННОЙ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются особенности репрезентации памяти о детстве 1990-х гг. в России в цифровом пространстве. Материалом для анализа послужили разные типы социальных медиа: сообщества в социальной сети «ВКонтакте» и личные блоги на платформе «Живой Журнал». Рассмотрены формальные характеристики представления воспоминаний в Сети и выявлены специфические черты публикаций в каждом из типов медиа. В социальной сети «ВКонтакте» можно наблюдать в публикациях упрощенный нарратив о детстве 1990-х гг., где преобладает развлекательный визуальный контент, воспроизводящий ностальгический дискурс. В то время как личные блоги в «Живом Журнале» представляют собой цифровые дневники с развернутыми автобиографическими нарративами, где есть место не только ностальгии, но и критическому осмыслению опыта, полученного пользователями в детстве. Также проанализирована содержательная сторона публикаций. В результате анализа выявлено шесть ключевых тем, в которых обобщается детство 1990-х гг.: повседневная жизнь прошлого: быт; досуг; медиакультура; осмысление опыта поколения; исторические события; субкультуры.
Прочно закрепившееся в информационном пространстве социума понятие «искусственный интеллект», в силу своей технологичности и заданного создателями ориентира на безмятежное будущее для человечества, на всех обсуждаемых площадках и в государственных документах получило положительную коннотацию. Быстрый поиск нужной информации, персональные услуги наставника в любое время суток, заманчивая перспектива избавления от рутинной работы – довольно быстро переросли в ожидание избавления от всякой работы вообще. Появление первых версий чата GPT (Generative Pre-trained Transformer – «генеративный предварительно обученный трансформер») наглядно продемонстрировало спрос на делегирование студентами учебных задач искусственному интеллекту (ИИ), в том числе, творческого порядка. Способность ИИ обрабатывать массивы данных, приводить к единому знаменателю и рационализировать системы оценивания, усиливать контролирующую составляющую, создание симуляторов, близких к реальным условиям труда – безусловно, является достойным подспорьем в работе с обучающимися любого уровня образования. Однако «побочным эффектом» становится потеря человеком интеллектуальных и творческих способностей, составляющих сущность человеческой природы, что нашло отражение в дискурсе современного социально-гуманитарного знания наряду с проблемой проникновения ИИ в образовательное пространство. Тем не менее процесс внедрения ИИ в жизнь человека, набравший обороты по всему миру, уже не остановить, но есть шанс, что, понимая риски и принимая вызовы, педагогическое и экспертное сообщество найдет решение, которое позволит соблюсти определенный баланс между ИИ и человеком, тем более, когда речь идет о детях и молодежи, обладающих достаточной когнитивной пластичностью.
МУЗЕЙНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКИ
В статье анализируется монографический выставочный проект, посвященный русскому изразцовому искусству, реализованный в Государственном историческом музее. Выставка была открыта в 1980 г. в залах Певческого корпуса Московского Новодевичьего монастыря, который в то время являлся филиалом ГИМ. На выставке было представлено около двух тысяч изразцов, большая часть которых принадлежит собранию Исторического музея, а также около пятидесяти прочих предметов декоративно-прикладного искусства из фондов ГИМа и около ста слайдов. Автор исследует неопубликованные архивные материалы Отдела керамики и стекла, Отдела письменных источников и Отдела учета Исторического музея и вещественные памятники из фонда изразцов ГИМ, дает характеристику подходов к экспонированию изразцов. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что выставка «Русский изразец» является значимым этапом в истории формирования представлений об изразце как предмете экспонирования. Концепция выставки, нацеленная на показ изразца как произведения декоративно-прикладного искусства, является актуальной для своего времени и открывает возможности для дальнейшего изучения и экспонирования русских изразцов на основе современного подхода к ним как историческому источнику.
Статья посвящена анализу экспозиционно-выставочной деятельности Государственного Исторического музея в области экспонирования нумизматических памятников. В последнее время в современной музейной практике прослеживается позитивная тенденция к наиболее активному использованию монет в экспозиционно-выставочном пространстве музеев в целом и Исторического музея в частности. На примере постоянной экспозиции ГИМ в работе иллюстрируется традиционный подход к пониманию и экспонированию нумизматического материала, который состоит в представлении монет преимущественно как памятников денежного дела. Проекты Исторического музея от первых крупных нумизматических выставок до современных раскрывают процесс развития и формирования новых тематических направлений экспонирования монет, расширения их экспозиционных возможностей. На примере выставочных проектов ГИМ в статье иллюстрируется переход от экспонирования нумизматических памятников как источников по истории денежного обращения к более глубокому пониманию денег как глобального исторического и культурного явления. Музейное осмысление нумизматического материала из собрания Государственного Исторического музея позволило в последний годы сформировать новый подход к экспонированию предметов нумизматики, раскрывающий широкий научный и культурный потенциал монеты как исторического источника.