Поэтическое произведение как музыкальный процесс: формальная эстетика Фридриха Конрада Грипенкерля и поэтология Фридриха Гёльдерлина


https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-2-163-171


Аннотация

На протяжении всей своей истории поэтика использовала модели, заимствованные из музыкальной теории. Одна из них может быть названа моделью процессуальности: она предполагает, что поэтическое произведение, как и музыкальное, развивается во времени посредством «диссонансов» и их «разрешений». Тезис о процессуальности любой эстетической формы был выдвинут Ф.К. Грипенкерлем, который, однако, не дал примеров применения этой идеи к поэзии. Дополнением к формальной эстетике Грипенкерля могут служить поэтологические тексты Ф. Гёльдерлина, в которых поэзия трактуется как диалектический и в то же время музыкальный процесс, предполагающий столкновение и борьбу противостоящих «тонов».

Об авторе

Александр Евгеньевич Махов
Российский государственный гуманитарный университет; Институт научной информации по общественным наукам РАН
Россия


Список литературы

1. Sidney Ph. A Defence of Poesie and Poems. London; New York: Cassel and Company, 1909. P. 126.

2. Махов А.Е. Формирование теории лирики как литературного рода (к вопросу о роли музыкальных аналогий в истории поэтики) // Литературоведческий журнал. 2008. № 23. С. 84-110.

3. Morley Th. A plaine and easie Introduction to practicall Musicke. Oxford: Oxford University Press, 1937. P. 180.

4. Novel and Romance,1700-1800: A documentary record / I. Williams (ed.). London: Routledge and Kegan Paul, 1970. P. 275-276.

5. Stöckmann I. Form, Theorie, Methode. Die formale Ästhetik des 19 Jahrhunderts // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 2016. Jg 90, H. 1. S. 57-108.

6. Herbart J.F. Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie. Hamburg: Meiner, 1993. S. 143.

7. Griepenkerl K.F. Lehrbuch der Ästhetik. Braunschweig: Vieweg, 1826. S. 78.

8. Hölderlin F. Grund zum Empedokles // Hölderlin F. Sämtliche Werke / F. Beissner (hrsg.). Leipzig: Insel-Verlag, 1965. S. 885-886.

9. Reisinger P. Hölderlins poetologische Topologie Oder: Die Bedingungen der Möglichkeit zur ästhetischen Imterpretation von Poesie // Bachmaier H., Horst Th., Reisinger P. Hölderlin: Transzendentale Reflexion der Poesie. Stuttgart: Klett-Cotta, 1979. S. 12-82.

10. Hölderlin F. Über die Verfahrungsweise des poetischen Geistes // Hölderlin F. Sämtliche Werke / F. Beissner (hrsg.). Leipzig: Insel-Verlag, 1965. S. 966.

11. Hölderlin F. An Neuffer, 3 Jul. 1799 // Hölderlin F. Sämtliche Werke. Bd. 6: Briefe / A. Beck (hrsg.). Berlin: Rütten & Loening, 1959. S. 364.

12. Batteux Ch. Principes de la littérature. Paris: Desaint et Saillant, 1764. Vol. 1. P. 242-243.

13. Horst Th. Wechsel und Sein. Die Ambivalenz des Absoluten in Hölderlins Poetik // Bachmaier H., Horst Th., Reisinger P. Hölderlin: Transzendentale Reflexion der Poesie. Stuttgart: Klett-Cotta, 1979. S. 146-187.

14. Hölderlin F. Über den Unterschied der Dichtarten // Hölderlin F. Sämtliche Werke / F. Beissner (hrsg.). Leipzig: Insel-Verlag, 1965. S. 989-991.

15. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних работ. М.: Правда, 1990. С. 209-210.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Махов А.Е. Поэтическое произведение как музыкальный процесс: формальная эстетика Фридриха Конрада Грипенкерля и поэтология Фридриха Гёльдерлина. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018;(2-2):163-171. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-2-163-171

For citation: Makhov A. Poetical work as a musical process. Formal aesthetics of Friedrich Konrad Griepenkerl and Friedrich Hölderlin poetology. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2018;(2-2):163-171. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-2-163-171

Просмотров: 263

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)