Образ Марка Аврелия в раннехристианской литературе
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2018-10-16-24
Аннотация
В статье рассматривается трансформация образа Марка Аврелия в христианской литературе II–V вв.: от защитника христиан до их преследователя. В апологетических произведениях II–III вв. формируется образ философа, благожелательно настроенного по отношению к христианству. Значительная группа апологий адресована непосредственно Марку Аврелию, что можно рассматривать как свидетельство положительного отношения к данной персоне. В сочинении Тертуллиана приводится история чудесного спасения XII Молниеносного легиона во время похода Марка Аврелия против маркоманнов благодаря молитвам воинов-христиан.
Изменение отношения к Марку Аврелию в раннецерковной историографии IV–V вв. связано с постепенным отходом от римской и раннехристианской традиции и возрастанием акцента на истории мученичеств. Евсевий Кесарийский для того, чтобы совместить положительное мнение Тертуллиана со сведениями о преследовании лионских и виеннских мучеников (177 г.), переносит ответственность за последнее на брата Марка Аврелия. У более поздних авторов, таких как Павел Орозий и Аврелий Августин, Марк Аврелий уже называется гонителем без каких-либо оговорок.
Об авторе
П. Н. ЛебедевРоссия
Лебедев Павел Н. - кандидат исторических наук.
Москва, 125993, Миусская пл., д. 6.
Список литературы
1. Keresztes P. Marcus Aurelius a Persecutor? // The Harvard Theological Review. 1968. Vol. 61. № 3. P. 321–341.
2. Birley A. Marcus Aurelius: A Biography. London: Routledge, 2000. 320 p.
3. Пантелеев А.Д. Христианское мученичество: История явления и жанра // Ранние мученичества: Переводы, комментарии, исследования. СПб.: Гуманитарная книга, 2017. С. 5–30.
4. Edwards M. Religion in the Age of Marcus Aurelius // A Companion to Marcus Aurelius / Ed. by M. van Ackeren. Malden, MA; oxford: Wiley–Blackwell, 2012. P. 200–216.
5. MacMullen R. Christianizing the Roman Empire (A.D. 100–400). New Haven, London: Yale University Press, 1984. 183 p.
6. Edwards M. et al. Introduction: Apologetics in the Roman World // Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians / Ed. by M. Edwards, M. Goodman, S. Price. oxford: Clarendon Press, 1999. P. 1–14.
7. Jacobsen A.-C. Apologetics and Apologies – Some Definitions // Continuity and Discontinuity in Early Christian Apologetics / Ed. by J. Ulrich, A.-C. Jacobsen, M. Kahlos. Frankfurt a/M: Peter Lang, 2009. P. 5–21.
8. Пантелеев А.Д. Христианство в Римской империи во II–III вв.: К проблеме взаимоотношений новых религиозных течений и традиционного общества и государства: Дис. ... канд. ист. наук [Электронный ресурс]. СПб., 2004. 266 c. URL: https://dlib.rsl.ru/01002740030 (дата обращения 21 авг. 2018).
9. Sage M.M. Eusebius and the Rain Miracle: Some observations // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 1987. Bd. 36. H. 1. P. 96–113.
10. Пантелеев А.Д. Молниеносный легион: христианская легенда и реальность // Вестник СПбГУ. 2007. Серия 2: История. № 3. С. 143–149.
11. Kovács P. Marcus Aurelius’ Rain Miracle and the Marcomannic Wars. Leiden; Boston: Brill, 2009. 301 p.
12. Тюленев В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб.: Алетейя, 2000. 319 с.
13. Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб.: Алетейя, 1998. 300 с.
14. Grant RM. The Case against Eusebius, or, Did the Father of History write History? // Studia Patristica. 1975. Vol. 12. P. 413–421.
15. Barnes T.D. Constantine and Eusebius. Cambridge: Harvard University Press, 1981. 458 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Лебедев П.Н. Образ Марка Аврелия в раннехристианской литературе. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018;(10):16-24. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2018-10-16-24
For citation: Lebedev P.N. The image of Marcus Aurelius in the early Christian literature. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2018;(10):16-24. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2018-10-16-24
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.