Использование национальных символов при проведении славянских съездов в XIX в.
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2018-10-131-142
Аннотация
В XIX – начале ХХ в. состоялось четыре самых известных славянских съезда: в Праге в 1848 г., в Москве и в Санкт-Петербурге в 1867 г., «тайный» съезд в Праге в 1868 г., славянский съезд в Праге в 1908 г. Первые три мероприятия были тесно связаны между собой. Славянские съезды были ориентированы на идеологию панславизма в ее широком толковании, основанную на понимании возможности объединения всех славян на базе родства языков, происходивших из общего корня.
В ходе дискуссий в российской прессе были намечены проблемы, которые следовало вынести на обсуждение делегатов съезда в Москве и в Петербурге в 1867 г. Ими стали уже традиционные вопросы о русском языке как об инструменте межславянского общения; о том, существует ли цивилизационное единство славян и какие факторы его определяют; какое значение для славянских народов имеет соседство с Российской империей. Организаторы съезда считали, что именно Россия должна стать культурной, конфессиональной и, опосредованно, политической основой славянского единства. Главная организующая функция при этом возлагалась на язык межнациональных связей.
В ходе славянского съезда в Праге в 1848 г. австрийские славяне решить этот вопрос в Дунайской империи не смогли. В 1867 г. российские интеллектуалы выдвинули в качестве основы славянской общности русский язык. Следовательно, языковой вопрос стал главным национальным символом первых славянских конгрессов XIX в.
Об авторе
О. В. СаприкинаРоссия
Саприкина Ольга В. - кандидат исторических наук, доцент.
Москва, 125993, Миусская пл., д. 6.
Список литературы
1. Лаптева Л.П. Идея славянской взаимности и славянские съезды XIX в. // Славянские съезды XIX–XX вв. / Под ред. М.Ю. Досталь. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1994. С. 5–20.
2. Хрох М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С. 121–145.
3. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб.: Алетейя, 1998. 119 с.
4. Геллнер Э. Пришествие национализма: Мифы нации и класса // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С. 147–162.
5. Naše národní minulost v dokumentech: Chrestomatie k dějinám Československa. D. 2: od zrušeni nevolnictví do revoluce roku 1848. Praha: Státní pedagogické nakladatelství, 1962. S. 355–360.
6. Досталь М.Ю. Предисловие // Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд в мае 1867 года / Сост. А.Н. Иванов. М.: Институт русской цивилизации, 2017. С. 3–29.
7. Харциева Г.Ю. «Тайный славянский съезд» 1868 г. в Праге // Славянские съезды XIX–XX вв. / Под ред. М.Ю. Досталь. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1994. С. 92–98.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Саприкина О.В. Использование национальных символов при проведении славянских съездов в XIX в. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018;(10):131-142. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2018-10-131-142
For citation: Saprikina O.V. The use of national symbols in the conduct of Slav Congresses in the 19th century RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2018;(10):131-142. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2018-10-131-142
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.