Использование национальных символов при проведении славянских съездов в XIX в.


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2018-10-131-142

Полный текст:




Аннотация

В XIX – начале  ХХ в. состоялось  четыре самых известных славянских съезда: в Праге в 1848 г., в Москве и в Санкт-Петербурге в 1867  г., «тайный»  съезд  в Праге  в 1868  г., славянский съезд  в Праге в 1908 г. Первые три мероприятия были тесно связаны  между собой. Славянские  съезды были ориентированы на идеологию панславизма в ее широком толковании, основанную  на понимании возможности объединения всех славян на базе родства языков, происходивших из общего корня.

В ходе дискуссий в российской  прессе были намечены проблемы, которые  следовало  вынести  на обсуждение  делегатов  съезда в Москве  и в Петербурге  в 1867 г. Ими  стали уже традиционные вопросы о русском языке  как  об инструменте межславянского общения;  о том, существует ли цивилизационное единство  славян  и какие  факторы  его определяют; какое  значение  для  славянских народов  имеет  соседство  с Российской империей. Организаторы съезда считали, что именно Россия должна стать культурной, конфессиональной и, опосредованно,  политической основой славянского единства. Главная организующая функция при этом возлагалась на язык межнациональных связей.

В ходе славянского съезда в Праге в 1848 г. австрийские славяне  решить этот вопрос в Дунайской империи  не смогли. В 1867 г. российские интеллектуалы выдвинули в качестве  основы славянской общности  русский язык. Следовательно, языковой вопрос стал главным национальным символом первых славянских конгрессов XIX в.


Об авторе

О. В. Саприкина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Саприкина Ольга В. - кандидат исторических наук, доцент.

Москва, 125993, Миусская пл., д. 6.



Список литературы

1. Лаптева Л.П. Идея славянской взаимности и славянские съезды XIX в. // Славянские съезды XIX–XX вв. / Под ред. М.Ю. Досталь. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1994. С. 5–20.

2. Хрох М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С. 121–145.

3. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб.: Алетейя, 1998. 119 с.

4. Геллнер Э. Пришествие национализма: Мифы нации и класса // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С. 147–162.

5. Naše národní minulost v dokumentech: Chrestomatie k dějinám Československa. D. 2: od zrušeni nevolnictví do revoluce roku 1848. Praha: Státní pedagogické nakladatelství, 1962. S. 355–360.

6. Досталь М.Ю. Предисловие // Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд в мае 1867 года / Сост. А.Н. Иванов. М.: Институт русской цивилизации, 2017. С. 3–29.

7. Харциева Г.Ю. «Тайный славянский съезд» 1868 г. в Праге // Славянские съезды XIX–XX вв. / Под ред. М.Ю. Досталь. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1994. С. 92–98.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Саприкина О.В. Использование национальных символов при проведении славянских съездов в XIX в. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018;(10):131-142. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2018-10-131-142

For citation: Saprikina O.V. The use of national symbols in the conduct of Slav Congresses in the 19th century RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2018;(10):131-142. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2018-10-131-142

Просмотров: 312

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)