Жест в средневековой западноевропейской проповеди (на примере итальянской проповеди XIII-XIV вв.)
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-3-10-20
Аннотация
Отношение к использованию жестов и мимики в средневековой проповеди было амбивалентным. С одной стороны, трактаты по искусству сочинения проповеди, Artes praedicandi, предостерегали проповедников от чрезмерной жестикуляции, являющейся выражением личных эмоций. С другой - жест становится средоточием мысли, визуализацией определенной идеи или концепции, а также способом привлечь внимание уставшей аудитории, развлечь ее и облегчить ей восприятие сложных проблем. В настоящей статье анализируется с этой точки зрения манера проповедовать св. Франциска Ассизского, известная нам по его жизнеописаниям. Внешне эксцентричное поведение во время проповеди всегда скрывает за собой некий духовный смысл, концентрирующийся в конкретном жесте (надевание веревки на шею или снятие одежды, пожатие лапы волку из Губбио, благословение птиц и др.). Францисканскую традицию жестикуляции продолжает проповедник XV в. Бернардино да Сиена: его излюбленный жест - протягивание таблички с инициалами Иисуса Христа на фоне расходящихся лучей - выражает суть его проповеднического кредо: живая вера в повседневной жизни. Аналогичную функцию выполняет жест у Роберто Караччоло да Лечче (выдвижение Распятия в направлении слушателей). А богатая мимика и эмоциональные восклицания, междометия, вздохи Бернардино да Сиена представляют собой хорошо продуманную тактику держать контроль над аудиторией.
Таким образом, в средневековой проповеди жест не должен быть непосредственным выражением эмоции, а призван служить для передачи богословского содержания и способствовать его усвоению слушателями, не всегда имеющими соответствующую подготовку.
Ключ. слова
Об авторе
А. В. ТопороваРоссия
Анна В. Топорова, доктор филологических наук, доцент
121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25а; ГСП-3, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Шекспир В. Сочинения: в переводе Б. Пастернака. Т. 1. М.; Л.: Искусство, 1949. 608 с.
2. Эко У. Имя розы / Пер. Е. Костюкович. М.: АСТ, 2017. 672 c.
3. Giordano da Pisa. Quaresimale fiorentino 1305-1306 / Ed. critica a cura di C. Delcorno. Firenze: Sansoni, 1974. 556 p.
4. Bernardino da Siena. Le prediche volgari (Firenze 1425). A cura di C. Cannarozzi. Firenze: Libreria Editrice Fiorentina, 1940. V. 2. 403 p.
5. Истоки францисканства / Пер. О. Седаковой, А. Топоровой, Л. Сумм. Assisi: Movimento francescano, 1996. 1160 c.
6. Топорова А.В. Религиозная жизнь средневековой Италии в зеркале литературы. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 191 с. (Серия Mediaevalia)
7. Bernardino da Siena. Prediche volgari. A cura di P. Bargellini. Milano; Roma: Rizzoli, 1936. 1173 p.
8. Топорова А.В. Проповедь и проповедники в Италии: от Средних веков к Возрождению. М.: Тезаурус, 2011. 380 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Топорова А.В. Жест в средневековой западноевропейской проповеди (на примере итальянской проповеди XIII-XIV вв.). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(3):10-20. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-3-10-20
For citation: Toporova A.V. Gesture in Medieval Western European Sermons (based on the example of 13th and 14th century Italian sermons). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(3):10-20. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-3-10-20
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.