Об одном из вариантов изображения Тьмы в иконографии Первого дня Творения: Опыт поиска «модулей»


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-10-54-63

Полный текст:


Аннотация

Сложение иконографической схемы в искусстве западного Средневековья связано с варьированием отдельных частей композиции, в том числе мельчайших, которые соответствуют введенному Ф. Дойхлером понятию «модулей» или «формул движения». В данной работе рассматриваются возможные варианты происхождения изображения Тьмы как скованного раба во фресковом цикле VIII–IX вв. лангобардского происхождения так называемой Крипты Грехопадения в Матере (Базиликата) и их связь с раннехристианской и византийской традициями на уровне поз и жестов персонажей.


Об авторе

А. В. Пожидаева
Научно-­исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Анна В. Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент

105066, Россия, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3



Список литературы

1. Пожидаева 2018 – Пожидаева А.В. «И увидел Бог свет, что он хорош»: Персонификации света в западноевропейской иконографии Сотворения мира (XI– XIII вв.): происхождение и трансформации // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. Т. 7. № 40. С. 56–81.

2. Пожидаева 2019 – Пожидаева А.В. «Участники вечного света». Об одном недостающем звене в иконографии Первого дня Творения // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 1. С. 70–82.

3. Юровская 2006 – Юровская З.В. Византия-Западная Европа: Иконография Сошествия Христа во Ад (IX–XI век): Дисс. … канд. искусствоведения. МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 2006.

4. Bertelli 2013 – Bertelli G. Il ciclo pittorico della grotta // La grotta del Peccato Originale a Matera. La gravina, la grotta, gli affreschi, la cultura materiale. Bari, 2013. P. 67–126.

5. Caprara 2013 – Caprara R. Tradizione longobarda nella pittura della chiesa rupestre del Peccato Originale a Matera // Le presenze longobarde nelle regioni d’Italia, IV convegno nazionale, Cosenza, 2013. P. 1–16.

6. Deuchler 1985 – Deuchler F. Der Ingeborgpsalter. Berlin, 1985.

7. Leclercq-Kadaner 1975 – Leclercq­Kadaner J. De la Terre-Mère à la luxure. À propos de “La migration des symboles” // Cahiers de civilisation médiévale. 1975. Vol. 18. Nº 69. P. 37–43.

8. Meulen van der 1976 – Meulen van der, J. Schoepfer, Schoepfnung // Lexikon der christlichen Ikonographie / E. Kirschbaum et al. (eds.). In 8 vols. Vol. 4. S. 118ff. Rome, 1968–1976.

9. Valdameri 2005 – Valdameri C. L’Arco di Costantino // ΠΟΡΦΥΡA. II. Numero IV. Febbraio 2005. P. 23–45.

10. Weitzmann, Bernabo 1999 – Weitzmann K., Bernabo M. The Byzantine Octateuchs. Princeton: Princeton Univ. Press, 1999.

11. Weitzmann, Kessler 1986 – Weitzmann K., Kessler H. The Cotton Genesis: (British Library Codex Cotton Otho B VI). Princeton, Princeton Univ. Press, 1986.

12. Zahlten 1979 – Zahlten J. Creatio mundi. Stuttgart, 1979.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пожидаева А.В. Об одном из вариантов изображения Тьмы в иконографии Первого дня Творения: Опыт поиска «модулей». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(10):54-63. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-10-54-63

For citation: Pozhidaeva A.V. About one of the methods of depiction of Darkness in the First Day iconography. The experience of “moduli” searching. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(10):54-63. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-10-54-63

Просмотров: 20

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)