Понятие «Детская литература»: к постановке проблемы


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-2-12-24

Полный текст:


Аннотация

В статье ставится цель охарактеризовать специфику понятия «детская литература» с точки зрения социологических и структурных критериев. В статье собраны основные доводы в пользу существования понятия, проанализирована их обоснованность. Категория адресата как основного критерия признана недостаточной. В субъектно-объектной организации эпического и лирического текста рассмотрены тип героя, тип повествователя, точка зрения, хронотоп, а также приведены мнения об особенностях художественных средств, свойственных детской литературе. Так, в детской литературе преобладает тип героя-ребенка или героя визуально меньшего размера, который не меняется внешне и внутренне, но в состоянии изменить мир вокруг себя. Повествователь обладает ярко выраженной точкой зрения. Хронотоп в детской литературе упрощен путем создания миров с более простой социальной организацией, отнесенных в прошлое или «иную реальность», основные действия происходят в знакомых ребенку топосах. В результате работы делается предположение о двухадресности большей части детской литературы, а также необходимости сочетания нескольких критериев для формирования «детского дискурса». В качестве примеров служат признанные литературой для детей произведения различных жанров.


Об авторе

Е. Ю. Леонова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Екатерина Ю. Леонова, аспирант

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Арзамасцева 2001 – Арзамасцева И.Н. Русские детские писатели XX века: Биобиблиогр. словарь / Редкол.: И.Н. Арзамасцева и др. М.: Флинта; Наука, 2001. 512 с.

2. Арзамасцева 2013 – Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник. М.: Академия, 2013. 574 с.

3. Белоусов 1995 – Белоусов А.Ф. Воспоминания Игоря Мальского «Кривое зеркало действительности»: К вопросу о происхождении «садистских стишков» // Лотмановский сборник. 1 / Сост., ред. Е.В. Пермяков. М.: Гарант, 1995. С. 681– 691.

4. Выготский 1997 – Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.

5. Гиваргизов 2012 – Гиваргизов А. Когда некогда. М.: Самокат, 2012. 80 с.

6. Карпухина 2015 – Карпухина В.Н. Дискурс детской художественной литературы в процессах институализации общества // Сибирский филологический журнал. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-detskoy-hudozhestvennoy-literatury-v-protsessah-institualizatsiiobschestva (дата обращения 14 декабря 2019).

7. Кряжева 2010 – Кряжева А.Л. Особенности вербализации понятия «child/ребенок» в различных дискурсах в английском и русском языках. М.: МГОУ, 2010. 231 с.

8. Леонова 1982 – Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX в. в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982. 197 с.

9. Лойтер 2002 – Лойтер С.М. Русская детская литература XX в. и детский фольклор: Проблемы взаимодействия: Дис. ... д-ра филол. наук. Петрозаводск, 2002. 274 с.

10. Маркова 2012 – Маркова Д. Короткое детство // Вопросы литературы. 2012. № 5. С. 89–109.

11. Мещерякова 1997 – Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза 2 половины XX века: проблемы поэтики. М.: Мегатрон, 1997. 381 с.

12. Мид 1988 – Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения / М. Мид; Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева; Сост., авт. послесл., отв. ред. И.С. Кон. М.: Наука, 1988. 429 с.

13. Минералова 2002 – Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2002. 174 c.

14. Мориц 2017 – Мориц Ю.П. «Мальчик шел, сова летела...» // Мориц Ю.П. Крыша ехала домой: стихи-хи-хи для детей от 5 до 500 лет. М.: Время, 2017.

15. Овчинникова 2003 – Овчинникова Н.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика. М.: Флинта; Наука, 2003. 311 с.

16. Полева 2013 – Полева Е.А. Педагогические взгляды детского писателя Г. Остера и особенности их выражения // Вестник ТГПУ. 2013. № 6 (134) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-vzglyady-detskogopisatelya-g-ostera-i-osobennosti-ih-vyrazheniya (дата обращения 20 декабря 2019).

17. Попова 2005 – Попова С.В. Мир детства и его художественное воплощение в мордовской прозе 1950–1990-х годов: Дис. ... канд. филол. наук. Саранск, 2005. 194 с.

18. Сетин 1990 – Сетин Ф.И. История русской детской литературы: Конец X – первая половина XIX в. М.: Просвещение, 1990. 301 с.

19. Тюпа 2008 – Тюпа В.И. Дискурсная формация // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. С. 99.

20. Фролов 2003 – Фролов К.А. Языковая специфика текстов художественной прозы для детей: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Твер. гос. ун-т. Тверь, 2003. 16 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Леонова Е.Ю. Понятие «Детская литература»: к постановке проблемы. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(2):12-24. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-2-12-24

For citation: Leonova E.Y. The concept of Children’s literature. Statement of an issue. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(2):12-24. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-2-12-24

Просмотров: 10

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)