Беглые образы (визуальная культура в романе Мишеля Турнье «Золотая капля»)


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-1-256-279

Полный текст:


Аннотация

В творчестве одного из наиболее значительных французских прозаиков ХХ в. Мишеля Турнье роман «Золотая капля» (1985) выделяется массированным присутствием в его сюжете разнообразных визуальных образов – фотографий, рисунков, манекенов и т. п., – во взаимоотношениях с которыми складывается жизнь героя, алжирского юноши-иммигранта во Франции. Это взаимодействие поддается идеологическому описанию в духе постколониальной теории или с помощью культурологической оппозиции «знаковой» исламской культуры и «образной» новоевропейской; однако автор романа намечает свою, оригинальную концепцию визуального изображения, связанного с личностью субъекта, но ускользающего от его контроля в силу своей серийной множественности. В таком специфическом аспекте Турнье практически разрабатывает проблему интрадиегетического образа – визуального изображения, включенного в сюжетное действие. Соприкасаясь с визуальными объектами, некоторые из которых изображают его самого, герой романа Турнье остается неизменным, не переживает какого-либо «воспитания», не обретает в итоге своих приключений ни идеального образа, ни идеального знака-символа. Приехав издалека, он так и не осознает себя участником европейской истории, обозначенной в романе намеками на студенческую революцию 1968 г.


Об авторе

С. Н. Зенкин
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Сергей Н. Зенкин, доктор филологических наук

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Барт 2003 – Барт Р. Система Моды. Статьи по семиологии культуры. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 2003. 512 с.

2. Бодрийяр 1995 – Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995 [1968]. 168 с.

3. Зенкин 1985 – Зенкин С.Н. Люди пустыни // Литературное обозрение. 1985. № 3. С. 66–68.

4. Тараканова 2014 – Тараканова Е. Мотив манекена в итальянской картине ХХ века // Искусствознание. 2014. № 1–2. С. 518–537.

5. Bataillé 2017 – Bataillé M. Michel Tournier: l’écriture du temps. Presses universitaires de Rennes, 2017. 330 p.

6. Bouloumié 1988 – Bouloumié A. Michel Tournier. Le roman mythologique, suivi de Questions à Michel Tournier. Paris: Corti, 1988. 278 p.

7. Ceserani 2011 – Ceserani R. L’occhio della Medusa: Fotografia e letteratura. Torino: Bollati Boringhieri, 2011. 389 p.

8. Degn 1995 – Degn I. L’Encre du savant et le sang des martyrs: Mythes et fantasmes dans les romans de Michel Tournier. Odense University Press, 1995. 320 p.

9. Deleuze 1969 – Deleuze G. Platon et le simulacre // Deleuze G. Logique du sens. Paris: Minuit, 1969. P. 292–307.

10. Flonneau 2003 – Flonneau M. L’Automobile à la conquête de Paris: chroniques illustrées. Paris: Presses de l’École nationale des ponts et chaussées, 2003. 287 p.

11. Guichard 2013 – Guichard J.-P. La Goutte d’Or, une imagerie française? // Michel Tournier: La réception d’une œuvre en France et à l’étranger / sous la direction de Arlette Bouloumié. Presses universitaires de Rennes, 2013. P. 59–71.

12. Jérusalem 2000 – Jérusalem Ch. Le miroir des images dans l’œuvre de Michel Tournier // Relire Tournier / Textes réunis et présentés par Jean-Bertrand Vray / Centre interdisciplinaire d’études et de recherches sur l’expression contemporaine. Travaux 102. Presses universitaires de Saint-Étienne, 2000. P. 109–120.

13. Koster 1995 – Koster S. Michel Tournier, ou le choix du roman. Paris: Julliard, 1995. 249 p.

14. Kylous̆ek 2004 – Kylous̆ek P. Le Roman mythologique de Michel Tournier. Brno: Masarykova Univerzita v Brnĕ, 2004. 158 p.

15. Lenaghan 1995 – Lenaghan L. Ironique destin d’un chamelier dans La Goutte d’or de Michel Tournier // French Forum. 1995. Vol. 20. No. 1. P. 91–104.

16. Lionnet 2001 – Lionnet F. The Mirror and the Tomb. Africa, Museums, and Memory // African Arts. 2001. Vol. 34. No. 3. P. 50–59.

17. Magnan 1996 – Magnan J.-M. Michel Tournier, ou la Rédemption paradoxale. Paris: Marval, 1996. 141 p.

18. Montalbetti 1986 – Montalbetti J. Le piège de l’image // Magazine littéraire. 1986. Janvier.

19. Pezechkian-Weinberg 1998 – Pezechkian-Weinberg P. Michel Tournier. Marginaité et création. Peter Lang, 1998. 170 p.

20. Ridha Bouguerra 2013 – Ridha Bouguerra M. Orient et Occident dans La Goutte d’Or de Michel Tournier // Michel Tournier: La réception d’une œuvre en France et à l’étranger / sous la direction de Arlette Bouloumié. Presses universitaires de Rennes, 2013. P. 217–229.

21. Schryock 1991 – Schryock R. Reading Models: Embedded Narrative and Ideology in “La goutte d’or” // Modern Language Studies. 1991. Vol. 21. No. 3. P. 65–75.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Зенкин С.Н. Беглые образы (визуальная культура в романе Мишеля Турнье «Золотая капля»). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(1-2):256-279. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-1-256-279

For citation: Zenkin S.N. Fugitive Images (Visual culture in Michel Tournier’s novel The Golden Drop). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(1-2):256-279. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-1-256-279

Просмотров: 15

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)