ФИЛОЛОГИЯ
В данной статье исследуется то, как пространственные и временные характеристики мира литературного произведения определяются специфической актуализацией художественного смысла. Специфика художественного смысла в статье описывается с помощью понятия инкарнации (воплощения). На примере анализа текстов А.Е. Крученых и М.Ю. Лермонтова автор статьи показывает, как пространство и время осмысливаются в кругозорах героев (во внутреннем семантическом измерении произведения) и в кругозорах автора и реципиентов (во внешнем – эстетическом – смысловом измерении текста). Автор статьи указывает на ряд значимых отличий между семантикой пространства и времени в жизненном и художественном контекстах осмысления. Характеристики жизненного осмысления пространства и времени: 1) пространство и время осмысливаются телеологически; 2) пространство и время семантически артикулируют частную жизненную ситуацию; 3) пространство и время – координаты осмысливающего отношения к миру. Характеристики художественного осмысления пространства и времени: 1) пространство и время осмысливаются онтологически; 2) пространство и время семантически артикулируют целое жизни героев; 3) пространство и время – координаты расположения бытия героев как инкарнации его (бытия) смысла.
В статье рассмотрен такой вид интертекстуальных связей, как нарративный палимпсест. Исследована его роль в поэтике неклассической художественности, где он имеет особый статус – статус культурного кода.
На примере двух произведений (Ф. Сологуба «Мелкий бес» и С. Соколова «Школа для дураков»), репрезентирующих нарратив аномального сознания, предпринята попытка показать, что текст Ф. Сологуба стал палимпсестным претекстом к произведению С. Соколова.
Рассматриваются особенности построения русского литературного пейзажа как особым образом организованной системы ценностей, позволяющей ответить на вопрос, что есть благо и что есть красота в релевантном для человека контексте жизни. Особое внимание уделяется в этой связи дескрипциям, позволяющим не только индивидуализировать созерцаемые природные формы как непосредственно данные нам в восприятии луга, поля, озера и леса, но и понять, осознать и оценить знакомые приметы среднерусского ландшафта в связи с особо значимыми для человека аксиологическими концептами, в том числе Богом, жизнью, волей, свободой, искусством, счастьем, добродетелью, как исторически подвижную систему ценностей. В этом смысле литературный пейзаж – больше чем узнаваемый образ места, это еще и специфическая картина мира как «средоточие мира–как–истории».
В статье рассматриваются и описываются пометы на страницах Библии, сохранившейся в домашней библиотеке А. Блока. Наибольшее количество маргиналий содержится в Пятикнижии, Екклезиасте, Книге Премудрости Соломона, Евангелии от Иоанна, 1-м Послании Иоанна и Откровении Иоанна Богослова. Ряд цитат находят отражение в стихах, драмах и статьях Блока. Особенно отчетливо проявляется влияние текста Апокалипсиса в ранней лирике 1901–1904 гг., а затем в период «антитезы» (1905–1908) не только в стихах, но и в драматургии. Анализ помет в Евангелии позволяет понять, что Другой, о котором Блок говорил в связи с фигурой Христа в поэме «Двенадцать», является Святым Духом, Утешителем. В качестве источника библейских реминисценций рассматривается также текст «Службы Иоанновой Церкви», созданной Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус и используемой ими в домашних богослужениях. Цитаты из этого источника в стихах Блока позволяют поставить вопрос о степени знакомства Блока с практикой проповедуемой Д.С. Мережковским «Церкви Третьего Завета».
В фокусе нашего внимания – отношение Чехова к институту психиатрии как части социальной системы России конца ХIХ в. «Палата № 6» – бесценный материал по истории социальной медицины, сопоставимый с немногочисленными документальными свидетельствами земских врачей о состоянии психиатрии в русской провинции конца ХIХ в. В повести «Черный монах» актуализируется дискуссия вокруг темы гений и безумие, получившей новый импульс в эпоху fin de siècle.
В статье рассматривается отсылка к песне Владимира Высоцкого «Охота на волков» в тексте Бориса Белокурова (Усова) «Охота на овец». Делается вывод о специфической роли чужого слова в сильных позициях текста – в заглавии, рефрене, финальном стихе, на основании чего характеризуется и мироощущение автора.
Исследование посвящено анализу образа И.С. Тургенева в рассказе Дж. Барнса «Вспышка». Цель работы заключается в выявлении характеристики и функции образа Тургенева в рассказе «Вспышка». Актуальность выбранной темы исследования обусловлена неугасающим интересом к творчеству английского писателя в отечественном литературоведении. Личность и творчество Тургенева оставили особый след в мировоззрении и в произведениях Барнса. В рассказе автор концентрирует внимание на художественном изображении последней любви Тургенева к артистке театра Марии Савиной. Опираясь на реальное событие из жизни Тургенева, Барнс на его основе строит собственное видение происходящего с помощью приемов фабуляции, фрагментации и иронии. Британский писатель вовлекает в определенную игру читателя рассказа, который с трудом может определить подлинность фактов о последней любви русского писателя, что усугубляется фрагментарным изображением происшедшего между Тургеневым и актрисой: демонстрируются отрывки только из писем писателя, наполненные частыми переходами от одного эпизода к другому, что свидетельствует о недостоверности памяти. Осмысление личности и творчества русского писателя сопряжено с ведущими темами в творчестве английского писателя, среди которых старость, смерть и любовь.
В статье изложена особенность развития китайской современной женской прозы, представлены взгляды на концепцию «нарциссизма» и восприятие человеком себя в зеркале, описан культурный смысл образа зеркала, рассмотрено построение эпизода «любоваться своей красотой перед зеркалом» в произведениях китайской современной писательницы Линь Бай. Автор обсуждает роль образа зеркала в женской прозе по направлению феминизма, дает обобщенную характеристику творчества данной писательницы как диалог между женщиной и миром.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
В статье выявляется и анализируется формирование образов прошлого в популярной музыке на примере треков альбома “Heroes” группы “Sabaton”. Данная работа исследует репрезентации образов войны в популярной музыке в контексте оригинальных произведений музыкальной группы “Sabaton”, интервью музыкантов, отзывов фанатов и критиков, а также видеороликов научно-популярного YouTube-канала группы. Автор развивает исследования репрезентаций образов военной истории в контексте культуры и искусств, используя для этого непопулярный в исследованиях, но масштабный и повсеместно встречающийся феномен – популярную музыку. С помощью привлечения аудиовизуальных источников (видеоклипов и выступлений на концертах), а также интервью и видеоматериалов научно-популярного канала выявляется проблема нарративизации и героизации исторического прошлого и его участников, создания шведской группой совершенно новых образов и сюжетов в контексте репрезентаций прошлого. Привлечение и анализ работ научно-популярного канала “Sabaton History” позволяет выявлять бэкграунд создания песен шведской группы, узнавать мнения музыкантов и профессионального историка, ответственного за ведение канала. Рассматриваемый в данной статье пример демонстрирует то, как в популярной музыке происходит работа с образами прошлого и как приемы репрезентации могут различаться в зависимости от разных культурных и языковых контекстов.