Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск
№ 7 (2) (2022)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-7 (2)

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

114-122 333
Аннотация

   Профессор С. О. Шмидт и профессор О. М. Медушевская десятилетия проработали в Российском государственном гуманитарном университете, а ранее – в Московском государственном историко-архивном институте. Они внесли весомый вклад в подготовку нескольких поколений специалистов в области гуманитарных наук. Статья посвящена анализу взглядов двух ученых по мере освоения ими предыдущего историографического опыта и наблюдений над меняющейся научной действительностью по ключевой проблеме гуманитарного и естественнонаучного позна­ния - историческом источнике как культурном объекте и объекте истории окружающей среды, взаимодействии человека и природы в историческом движении. От определения исторических источников как материальных объектов, созданных в процессе человеческой деятельности, служащих целям исторического исследования, получению информации о социальных явлениях и процессах, О. М. Медушевская постепенно перешла к пониманию их как реальных культурных объектов, которые рассматривают со своих предметных позиций естественные и гуманитарные науки. Понятие об историческом источнике формировалось С. О. Шмидтом под определяющим воздействием исторических и философско-исторических концепций выдающихся русских ученых XIX - начала ХХ вв., а также новейшей западноевропейской историографии. Формула «исторический источник - все то, что источает историческую информацию», открывала путь к свободному пониманию исторического материала. Именно исторические источники, реально источающие информацию о человечестве как части природы, позволяют обнаружить данные и об истории окружающей среды. Коэволюционные отношения человека и природы создают условия не только сохранения цивилизации в условиях глобального экологического кризиса, но и обеспечения его преодоления. Источники как непосредственное свидетельство этих отношений образуют необходимый информационный ресурс для исследовательской деятельности в области истории окружающей среды.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

123-137 134
Аннотация

   В статье рассматриваются социокультурные особенности восприятия драматургии немецкого писателя Макса Дрейера в России в начале XX века. В фокусе исследования – театральный дискурс в журнальной и газетной периодике Москвы и Санкт-Петербурга. Исследование показало, что малоизвестный сегодня автор в начале XX в. пользовался в России широкой популярностью. Его пьесы шли во многих театрах – столичных и региональных. Живой и быстрый отклик на зарубежные театральные новинки и перенос их на русскую сцену – общая культурная тенденция эпохи. Это – эпоха подъема общественного интереса к театру и к современным драматургическим российским и западным новинкам. Вектор социокультурного развития – то, что предопределило востребованность немецкого драматурга в России. В Германии самой популярной пьесой Дрейера была пьеса «Пробный кандидат», в России – «Семнадцатилетние». Одним из важнейших факторов успеха было попадание драматургии Дрейера в русло главных тенденций в тематическом направлении театрального репертуара. Общим оказался интерес к женскому вопросу, к проблематике противоречия мечты и действительности, к теме чистой души, страдающей от лжи и социальных условностей.

138-152 127
Аннотация

   Театр С. Прокофьева сегодня считается одной из вершин мирового музыкального театра ХХ в. Настоящая статья посвящена театру оперы С. Прокофьева и его философским подтекстам. Важно понять особенности становления и развития такого театра как целого, осмыслить конструкцию театра Прокофьева как систему из отдельных театральных произведений в творческом сознании автора. Логика театрального творчества композитора, своеобразно преломившая философию Канта и Шопенгауэра, требовала, чтобы каждое новое произведение этого жанра создавалось по контрасту с предыдущим. В результате весь массив опер Прокофьева предстает в виде системы философских антиномий, воплощенных в виде цикла оперных диад. Таким образом, Прокофьеву удалось представить в форме бинарных макроструктур своего музыкального театра противоречивость окружающей реальности и неразрешимость идейных споров о ней, складывающихся как совокупность «тезисов» и антитезисов», не подлежащих синтезу. Рассмотрение цикла опер Прокофьева как системы смысловых антиномий дает возможность представить корпус его музыкально-театральных произведений как единый текст (гипертекст) – во всем многообразии интертекстуальных связей и философских подтекстов.

153-168 124
Аннотация

   Предметы архиерейского сана из ризницы Николаевского Перервинского монастыря рассматриваются как маркеры художественной и бытовой среды обители и как вещи, отражающие социально-исторический контекст России второй половины XVIII в. В результате комплексного атрибуционного исследования саккоса и посоха, изучения неопубликованных монастырских описей, расходно-приходных книг XVIII–XIX вв. стало возможным соотнести памятники с личностью Московского митрополита Платона (Левшина), с которым связан «Золотой век» Перервинского монастыря. Особое внимание уделено тканям саккоса: золотному штофу с узором «большой руки» и крестчатому рытому бархату. В русском парчовом производстве к третьей четверти XVIII в. сформировалось особое направление – церковное ткачество. Митрополит Платон первым начал вновь служить в облачениях-полиставриях, возвращая к жизни древние византийские традиции. Производство «крещатых» тканей было возобновлено при императоре Павле I, на формирование личности которого митрополит Платон оказал большое влияние.

169-184 128
Аннотация

   Периодическая печать как исторический источник активно используется исследователями различных направлений. Профессиональная периодическая печать может стать одним из ключевых источников в проведении исследования. Это особенно актуально, когда широкий пласт прочих источников доступен в ограниченном объеме. В данной статье показано, что профессиональный журнал “ICOM News” может считаться качественным историческим источником по изучению развития культурно-образовательной деятельности музеев.

   Цель статьи – определение основных форм работы с посетителями в музеях в 1940–1980-е гг., а также выявление этапов и причин их модернизации по материалам “ICOM News”.

   В статье представлен анализ публикаций профессионального журнала Международного совета музеев (ICOM), посвященных формам работы с посетителями в музеях различных стран. В результате анализа имеющегося массива данных было выделено 367 статей по интересующей теме, что составляет 4,2 % от общего количества всех публикаций в этом журнале. По итогам изучения данных публикаций были определены этапы и основные причины появления, развития и изменения форм работы с музейной аудиторией. Выбранные публикации были подвергнуты текстологическому анализу. Преимуществом журнала является то, что публикации в нем имеют глобальный географический охват и представляют опыт музеев различного профиля, освещая как внутреннюю работу музея, так и его положение в обществе. К ограничениям журнала следует отнести необходимость привлечения дополнительных видов источников.

ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

185-198 168
Аннотация

   В 1990-е гг. зарождается новая архитектурная критика, разительно отличающаяся от предшествующей советской. От профессионального жанра она вновь превращается в публицистику, сочетающую в себе художественную интерпретацию архитектурных произведений и общественно-политические взгляды авторов, помещающих архитектуру в более широкие культурные контексты, как это практиковалось в дореволюционной архитектурной критике. Наиболее ярким представителем новой постсоветской критики является журнал «Проект Россия». Во многих статьях, опубликованных в данном журнале в 1990-е гг., так или иначе затрагивается предшествующая архитектурная эпоха, по отношению к которой используются определенные формы высказываний, как правило, в негативном ключе. В данной статье демонстрируется, что специфический образ советского модернизма 1960–1980-х гг. является одной из составляющих новой дискурсивной идентичности постсоветской архитектурной критики, которая формируется на фоне масштабных социокультурных и политических изменений.

199-210 136
Аннотация

   Статья посвящена анализу толкования периода пандемии COVID-19 членами общин российского реформистского иудаизма. Проблема исследования связана с тем, что реакция на введенный государством режим карантина в религиозном поле была неоднозначной. Таким образом, существует необходимость анализа различных кейсов. В настоящей статье рассматриваются ответ на пандемию среди раввинов иудейских реформистских общин России, а также теологическое основание выбранной стратегии коммуникации в кризисный период. Ключевой вопрос исследования: как теологически обосновывают необходимость перехода религиозной службы в онлайн лидеры реформистского движения? Исследование проведено с использованием полуструктурированного интервью, а также включенного наблюдения. В результате анализа данных интервью была выявлена общая позиция движения, разрешающая изменять форму религиозного ритуала в зависимости от контекста, в данном случае во время пандемии жизнь отдельного верующего находится под угрозой. Лидеры рассматриваемых общин также не встретили сопротивления касаемо выработанной позиции среди верующих (как наблюдалось в ортодоксальных сообществах).

ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

211-224 218
Аннотация

   Золотая рукоять раннесарматского зеркала из Майеровского III в Заволжье имеет изображение богини и двух лошадей. Анализируются детали иконографии этого персонажа и сопровождающих животных, их аналоги в скифское и сарматское время. Функционально близки ей скифская Змееногая богиня и юэчжийская богиня на головном уборе в могиле 3 Тилля-тепе. Аналогами этого персонажа в недавнее время были Дзерасса в  эпосе алано-осетин и Джестак у калашей. Во II–I вв. до н. э. у сарматов европейской Степи известны три варианта ее иконографического воплощения. На этом фоне иконография богини из Майеровского из-за смены этнополитического доминирования в регионе ее находки во многом уникальна, и она не имела продолжения.

225-244 225
Аннотация

   Автор манги Мидзуки Сигэру часто рассматривается как популяризатор традиционных образов существ японской демонологии. Он выпускал не только развлекательные комиксы, но и научно-популярные иллюстрированные каталоги и энциклопедии, став крупнейшим после этнографа Янагита Кунио исследователем и собирателем японского фольклора. За свою просветительскую деятельность он был отмечен рядом наград и премий. Сохранение образов японских монстров стало для него основополагающей целью. В этой статье мы продемонстрируем, как Мидзуки Сигэру конструировал образы персонажей своей манги на основе старинных книжек с картинками и этнографических материалов. В то же время уделяется мало внимания той стороне его творчества, в которой прослеживается влияние европейской художественной культуры. Данная статья призвана показать тот широкий образный ряд, который сопровождает комиксы Мидзуки Сигэру, включая образы из американских комиксов и картин европейских художников от Возрождения до сюрреализма. Мы также попытаемся обратиться к его графическим нарративам, чтобы пристальнее разобрать его авторскую стратегию и понять, в чем же заключается специфика японского графического нарратива.

РЕЦЕНЗИИ

245-253 165
Аннотация

   Переводоведение - обширнейшая область знания, тесно связанная с языкознанием (в том числе с такими его направлениями, как прикладная лингвистика, психо- и нейролингвистика), текстология, литературоведение, семиотика, история, философия. В своей книгерофессор Лаура Сальмон стремится с позиций междисциплинарного подхода осветить максимально широкий спектр дискуссионных проблем теории перевода, обнаруживая их истоки и обнажая несостоятельность бинарных противопоставлений, сопутствовавших теории перевода на всех этапах ее существования.

   Основная цель автора - создание единой аргументированной научной модели перевода, включающей в себя теоретически обоснованные и эффективные стратегии и техники переводческой
деятельности.

254-264 244
Аннотация

   В рецензии рассматривается книга М. А. Александровой «Творчество Булата Окуджавы и миф о “золотом веке”». Показано, что данная монография охватывает творческое наследие Булата Окуджавы как целое. Александрова рассматривает его в широком литературном контексте. Она адекватно интерпретирует культурные ориентиры писателя и поэтику его произведений, убедительно опровергая распространенное мнение о поэте как о «певце старины». В монографии обстоятельно рассмотрен мотив личной ответственности как доминанта творчества Окуджавы 1980–1990-х гг.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)