Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск
№ 4 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-4

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕКСТ: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

10-24 300
Аннотация

Статья посвящена исследованию композиции мифологических нарративов. Материалом для исследования послужил корпус мифологических нарративов, записанных в ходе фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север (Архангельская и Вологодская обл.), предпринятых в конце ХХ начале XXI в. На основании анализа данного корпуса авторы приходят к выводу о наличии у значительной части рассказов особой композиции, связанной со способом переживания мифологического события. Эти рассказы представляют собой не повествовательный нарратив, а разыгранную рассказчиком «по ролям» череду реплик участников событий. Особо показательной представляется такая нарративная композиция, при которой в него включено не только описание имевшей место встречи перципиента со «сверхъестественным», но и цитации первого рассказа об этом событии. «Первый рассказ» адресуется перципиентом значимому для него другому конфиденту, ответная реплика которого является и интерпретацией, и номинацией событий, определяющими работу по переживанию сверхъестественного. По мнению авторов статьи, обнаруживаемый в нарративе порядок отношений между событием и коммуникацией позволяет судить о том, каким образом в каждой конкретной ситуации свершается экзистенциальный опыт (утрата близких, критические для жизни ситуации), стоящий за мифологическим нарративом.

25-39 259
Аннотация

В данной работе автор обращается к проблеме идентификации высказывания, произнесенного в спонтанной устной речи, как провербиального. По ее мнению, не количество фиксаций в словарях задает провербиальность изречения, а определенные признаки и условия (коммуникативные константы и конвенции), которые участвуют в создании провербиального перформанса.

Особое внимание в статье уделено коммуникативным константам авторитетности и истинности. Авторитетность задается «правильной» организацией пословиц (параллелизмом, метафоричностью, ритмом, рифмой и др.). Однако такая структурированность обеспечивает и другую константу, навязанную и в то же время востребованную, истинность. Из-за устоявшегося мнения о пословицах как о «гласе народа» или «зеркале народной мудрости» они в речи звучат самодостаточно и не требуют доказательств. Тем не менее явление контрадикции, которое проявляется и при употреблении паремий, и в самом провербиальном пространстве, говорит о мнимости явления истинности. Несмотря на это, указанные коммуникативные константы позволяют провербиальному перформансу осуществиться.

Коммуникативные конвенции, в свою очередь, проявляются в способности говорящего употреблять паремии к месту, сопоставляя элементы текстовой реальности с элементами ситуации. Такая возможность связана с пониманием семантики самих провербиальных высказываний. Также надо учитывать тот факт, что их произнесение регулируется и социальными факторами.

ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПРАКТИКИ

40-54 585
Аннотация

Нганасаны (устар. самоеды, тавгийцы) коренной малочисленный народ, проживающий на п-ве Таймыр на севере Сибири. По данным Всероссийской переписи 2010 г., в России живут 862 нганасанина. Нганасаны наследники палеолитических аборигенов Заполярья, ассимилированных самодийцами. Нганасаны традиционно вели кочевой образ жизни арктических охотников. Они жили относительно независимо, пока в 1950-1960-х годах не были переселены советской властью в поселки (Усть-Авам, Волочанка, Новая), находящиеся южнее мест их традиционного проживания. Нганасаны придерживались шаманистских верований и практик, не испытывавших серьезного влияния со стороны российского и позже советского государства из-за удаленности территории проживания этого народа. Нганасанская культура и шаманские традиции были хорошо изучены в 1920-1990-е годы отечественными исследователями А.А. Поповым, Б.О. Долгих, Ю.Б. Симченко, Г.Н. Грачевой, Е.А. Хелимским, О.А. Добжанской и другими. В наибольшей степени была исследована шаманская династия рода Нгамтусуо (Костеркиных). После смерти двух последних шаманов из рода Нгамтусуо, братьев Демниме (1913-1980) и Тубяку (1921-1989), нганасанская шаманская традиция пресеклась. В наши дни шаманские песнопения можно услышать лишь в исполнении фольклорных коллективов («фольклор на сцене»). Почему это случилось? Возможно, причина во влиянии русской культуры, языковой и культурной ассимиляции? Или в борьбе с религией в советскую эпоху? Автор полагает, что в основе исчезновения нганасанского шаманизма и в целом традиционной культуры находятся несколько причин, основная из них изменение типа хозяйствования и жизненного уклада. Это случилось после массового перевода нганасан на оседлость в 19501960-е годы.

55-67 264
Аннотация

В статье рассматриваются особенности использования паремий в текстах якутского героического эпоса олонхо: определяется круг наиболее характерных для жанра пословичных выражений, описывается их семантика и способы введения в повествовательный текст. Прослеживаются функции паремийного выражения как на уровне моделируемых в сюжетах речевых актов, так и в повествовательном плане. Автор высказывает предположение о том, что частотность употребления паремийных выражений в текстах эпоса находится в связи со свойственным жанру стремлением к архаизации речи персонажей. В работе использован корпус, учитывающий практически все опубликованные на сегодняшний день сюжеты якутского эпоса, показательный, как представляется, для жанра в целом.

68-83 256
Аннотация

В статье рассматриваются тексты поисковых запросов, содержащие слова «к чему снится» и близкие по смыслу фразы (материал исследования получен с помощью инструмента «Планировщик ключевых слов» в Google AdWords). В работе рассматривается, как культурные представления о правилах интерпретации сновидений влияют на формулировки запросов о толковании сна. Содержание интернет-запросов, сделанных на территории Полтавской области, сопоставляется с записями устных интервью (в ходе которых собирались снотолкования и нарративы о сновидениях), проведенных в том же регионе (2012-2018 гг.). Выявляются корреляции между текстами интернет-запросов (статистика повторяющихся формулировок запросов) и устными практиками интерпретации сновидений (выражающимися в текстах «устного сонника», мотивах рассказов о вещих снах).

84-94 316
Аннотация

Астрология часто классифицируется как псевдонаука или вообще считается лженаукой. Однако астрология это высокоразвитая система знаний, в которой делаются выводы, а именно предсказания, основанные на серьезно рассчитанных вероятностях. Более того, она проявляется во взаимном диалоге между астрологом (наблюдателем), держателем карты (наблюдаемым) и неосязаемым миром. В конкретной тюрко-мусульманской космологии этот неосязаемый  (непознаваемый человеком) мир совпадает с царством небесных тел, состоящих из ангелов, букв, божественных имен, ароматов и чисел. Практика астрологии чтение письменной последовательности планетарных символов и связанная с ней устная трактовка. Устная трактовка очень важна для практики астрологии и требует внимания от всех заинтересованных лиц, потому что сфера астрологии затрагивает мир, который говорит и слушает. В данном исследовании мы рассматриваем ситуации, в которых мы можем обратиться к астрологии в рамках конкретной проблемы, рассмотренной Школой астрологии в Стамбуле (Турция), которая исследует три культурных объекта (речь, взгляд, намерение), взаимодействующих с одушевленными картами и судьбами. Кроме того, эта исследовательская работа направлена на то, чтобы продемонстрировать, как этнографические исследования могут улучшить изучение систем знаний.

ПРОСТРАНСТВО И ГРАНИЦЫ В КУЛЬТУРЕ

95-116 263
Аннотация

В статье представлен обзор памятников, установленных на территории Крымского полуострова в период после его присоединения к Российской Федерации в 2014 г. За несколько лет на территории Республики Крым и города Севастополя появилось большое количество различных мемориальных сооружений и знаков. Такая активность, очевидно, преследует определенную цель. Монументализация рассматривается в данной статье как идеологическое действие, направленное на символическое закрепление Крыма в составе России, в первую очередь, с точки зрения обоснования исторических прав России на данную территорию. При этом представители государственной власти и сотрудничающие с ними меценаты, спонсоры и активисты, решая, кому именно из исторических личностей или какому событию прошлого они будут устанавливать памятники, руководствуются собственными представлениями об истории России и Крыма. Таким образом, анализ выбранных для установки памятников исторических сюжетов и персонажей преследует цель реконструировать исторические представления и предпочтения российской политической элиты и охарактеризовать проводимую ею политику памяти в исследуемом регионе.

117-128 222
Аннотация

Динамично развивающаяся урбанистическая среда оказывает влияние на городское детское сообщество: на формирование его привычек, коммуникативных навыков, социальных фобий и взаимоотношений с пространством. Для понимания степени влияния среды на человека в работе предпринимается попытка компаративного анализа двух поколений москвичей: современных детей и подростков, а также тех, чье детство пришлось на середину и вторую половину XX в. Предметом анализа являются персонажи (типажи) дворового пространства, которые вызывают у них наиболее негативные эмоции, в той или иной мере связанные с категорий страха (среди них соседи, подростки, дворники, бездомные люди). Как показывает исследование, фобии современного мира во многом связаны не с появлением новых реалий, а со сменой отношения к старым. Кроме того, выделенные четыре группы персонажей объединяет одна важная особенность для ребенка эти категории людей являются носителями разных типов «инаковости»: соседи другая семья, подростки другой возраст, дворники другая нация, бездомные другой социальный статус.

129-141 204
Аннотация

Статья посвящена проблеме переживания культурных границ иммигрантами на территории Великобритании (Абердин, Шотландия) и тому, как это переживание осмысляется ими в рамках выбора повседневной одежды.

Материалом послужили интервью 2017 г., записанные с восемью информантами из разных стран. В центре рассмотрения статьи нарративы, в которых отражено представление информанта о стилевых различиях между страной-донором и принимающей страной, а также изменениях в личном повседневном выборе одежды, которые произошли у информанта в результате переезда.

Целью исследования является отображение того, как общее знание, приобретаемое в ходе социализации на родине, осуществляется на практике в контексте «чужой» культуры. В статье также затронут вопрос о том, в чем состоит особенность повседневной реальности.

В результате исследования автор пришел к выводу, что в основе подсознательного внешнего узнавания «своего» и «чужого» лежит существование негласных норм, сформировавшихся вследствие влияния на информанта значимых других и общественных институтов на родине, а также доказательство на примерах существования этих норм.

ВИЗУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ: СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

142-156 244
Аннотация

Американский супергеройский комикс на протяжении всей своей истории (со времени появления Супермена в 1938 г.) использовал стереотипные образы и повторяющиеся элементы сюжета. При этом часть выпусков с участием героев и злодеев можно схематически разложить на ограниченное число этапов, используемых для разрешения конфликта, подобно тому как в своем анализе волшебной сказки В.Я. Пропп представил сказочный сюжет в виде последовательности функций действующих лиц. В настоящей статье будут рассматриваться этапы развития сюжета супергеройского комикса (от начальной ситуации до победы героя), а также исключения и отступления от схемы. В качестве избранного для анализа периода выступает граница Серебряного и Бронзового веков комикса, а именно 1960-1970-е годы. В первой половине этого периода комикс был еще относительно статичен и неизменен, но к концу становятся очевидными трансформации, которые позже станут определять дальнейшие направления развития жанра.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)