КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье речь идет о Семеновской истории 1820 г., ставшей, по мнению многих исследователей, своеобразной «прелюдией» восстания декабристов. После солдатских волнений в октябре 1820 г. гвардейский Семеновский полк был раскассирован, а его офицеров перевели в армейские полки. В статье речь идет о причинах солдатского и офицерского недовольства командиром полка, полковником Ф.Е. Шварцем, ходе беспорядков в полку, поведении офицеров.
Кроме того, предметом анализа стало следственное дело офицеров Семеновского полка Д. Ермолаева и И. Щербатова, обвиненных в сочувствии солдатам, а также в попытке увидеться с наказанными зачинщиками беспорядков.
Семеновская история рассматривается в связи с биографией одного из ее участников – будущего декабриста С.И. Муравьева-Апостола. Описываются события в роте, которой командировал Муравьев-Апостол, последствия, которые «история» имела для его жизни и служебной карьеры. Делается вывод, что, нанеся обиду ни в чем не виноватому офицеру, власть тем самым способствовала его превращению в радикального революционера и руководителя антиправительственного заговора.
Статья представляет собой развернутый теоретический отклик на коллективную монографию «Африка: Постколониальный дискурс» (2020) группы российских ученых-африканистов. Задача статьи – обоснование важности стимулируемых «постколониальным дискурсом» африканских и востоковедных исследований в деле разработки целого ряда задач современной исторической науки, среди которых выделены: уяснение важности современного расширения источниковедческих основ глобальной истории; понимание феномена рабства и – шире – принудительного труда как одной из трагических и требующих преодоления универсалий глобальной истории; осознание значимости исторического со-развития культур и цивилизаций в деле гуманизации глобально-исторических процессов: необходимость преодоления недооценки значимости этноцентрических или культурцентрических форм при изучении комплексного, объемлющего характера общечеловеческой реальности.
Однако «постколониальный дискурс», скорее, представляет собой не столько попытку решения базовых проблем истории XV–XXI столетий, сколько постановку новых вопросов, касающихся содержательных сторон глобальной истории как таковой. И прежде всего – актуального при изучении любой из эпох вопроса о принуждении/насилии как о «последнем доводе» (ultima ratio) в социальных процессах и о многозначном чаянии свободы в человеческой культуре. Дискуссия об исторических судьбах колониализма и о природе власти человека над человеком поневоле перерастает в дискуссию о человеческом достоинстве и свободе, трансцендирующую рамки научных дисциплин, регионов и цивилизаций.
ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
На сегодняшний день сериал является популярной и динамично развивающейся формой аудиовизуального текста, представляющей зрителю полноценный нарратив. Особое значение имеют сериалы, посвященные историческому прошлому. Благодаря особенностям производства и дистрибуции исторические сериалы создают в медиапространстве обширную и часто обновляющуюся базу репрезентаций исторических эпох. Тенденция на расширение расового разнообразия в кино и на телевидении в последнее время привела к активному привлечению актеров неевропейской внешности в проекты, репрезентирующие эпоху европейского Средневековья. Их выход на экраны повлек за собой ряд эффектов. Они не только оживили интерес к истории, но и активизировали охранительные тенденции в обществе, заставив вести дискурсивную борьбу за культурное наследие и историческую достоверность. Оперирование такими концептами, как раса, наследие и достоверность в едином контексте требует научной рефлексии и теоретического осмысления. В фокусе представленного исследования находится проблема пересборки образа прошлого путем вписывания в него расовых и национальных меньшинств. На основании исследования выборки сериалов первой четверти XXI в. истоки этого явления были обнаружены в конце 2000-х гг. Конструирование репрезентаций Средних веков под влиянием инклюзивной тенденции прошло три последовательных этапа: от использования символики темного цвета кожи к конструированию расово разнообразного социума. На последнем этапе наблюдается широкое присутствие актеров разных рас и национальностей в ролях всех планов, в том числе в качестве главных персонажей, чьи исторические прототипы были европейцами. Эта тенденция направлена на конструирование новой европейской идентичности путем «удревнения» присутствия и увеличения культурного вклада этнических меньшинств в европейской истории. Новый образ прошлого, последовательно создающийся на экране, призван снять вину за колониальное наследие и снизить градус социальной напряженности.
Использование «образа Средневековья» в популярных художественных произведениях и его воздействие на представления широкой аудитории о прошлом определяется как «медиевализм». Изучение «медиевализма» превратилось в отдельное направление в гуманитарном знании. Однако поскольку Средние века – это понятие, связанное с периодизацией истории Западной Европы, под понятие «медиевализма» чаще подпадает продукция, созданная на условном Западе и конструирующая свои вымышленные миры из элементов, воспринимаемых как «западные». Что еще важнее, такая продукция обычно ориентирована на «западную» же аудиторию – т. е. на такого зрителя, который воспринимает европейское Средневековье как часть собственной культуры (даже если на деле продукт предназначен для аудитории глобальной). В статье делается попытка анализа образа Средневековья в популярных телесериалах Южной Кореи: их основной зритель – это зритель внутренний, для которого история Средних веков – нечто чрезвычайно далекое и от истории собственной страны, и от него/нее лично. Анализ нескольких сериалов, в которых используются «медиевальные» образы, показывает, что средневековое наследие Запада воспринимается как весьма привлекательный фон для части сюжета, но «историческое» в этих повествованиях обнаруживает способность легко трансформироваться в «магическое».
Документ становится одним из ключевых инструментов современных художников при работе с историей и памятью. Поиск различных способов репрезентации прошлого приводит художников к изучению собственных семейных и личных архивов или же заставляют обращаться к документальным материалам в музеях, местах памяти и исторических архивах.
Таким образом, в пространство современного искусства попадает хроника, семейные фотографии или найденные на блошиных рынках личные письма. В процессе художественной работы документы трансформируются, и то, что не представляло интереса с точки зрения истории, может стать источником художественной работы. Возникают вопросы: что происходит с документальным материалом в пространстве современного искусства? И каковы границы документальности как части художественной практики? В какой ситуации документ может лишиться своего статуса, а когда материал, не представляющий интереса с точки зрения истории, может трансформироваться в важное свидетельство? Эти вопросы затрагивают многие художники, использующие документы для осмысления истории и памяти.
В этой статье будет рассмотрен фильм французского художника и режиссера Эрика Бодлера «Письма Максу», основанный на переписке художника с бывшим министром иностранных дел Абхазии Максимом Гвинджия. Особенность работы Бодлера в соединении разных типов документов: переписка, фиксирующая дружеские отношения между Бодлером и Гвинджия, и видео, которое снимал Бодлер во время своего путешествия в Абхазию. Соединение разного материала позволяет увидеть, как соотносятся между собой разные уровни работы с прошлым и где история личных отношений пересекается с вопросом осмысления истории места.
МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ
Статья посвящается исследованию настольных и компьютерных игр, в которых отражен образ Петра I и его эпохи. Авторы проанализировали 96 настольных игр, начиная с девятнадцатого столетия до современности, а также 8 компьютерных игр различного жанра. Обзор игр показал, что они нередко в своей содержательной основе имеют историческую тематику, в которую включена эпоха Петра I. Создание игры в развлекательных целях в некоторых случаях подразумевает образовательную направленность в изучении истории. Однако игра предполагает упрощение и схематизацию в интерпретации исторических процессов, что способствует мифологизации истории. Историческое содержание игр, с одной стороны, строится на использовании и интерпретации устойчивых образов, стереотипов, мифов, а с другой – содействует воспроизводству коллективно разделяемых представлений о прошлом. Петр I как знаковая фигура российской истории включается создателями настольных и компьютерных игр в игровой контекст. Игры, посвященные исключительно его личности, занимают значительное место в игровой индустрии. В них образ первого российского императора представлен стереотипно и в соответствии со сложившимися представлениями о нем, характерными для эпохи, к которой принадлежит игра. Компьютерные игры несвободны от исторических мифов в интерпретации личности Петра I и его эпохи, они зачастую выступают аналогом настольных игр и в игровой механике, и в содержательном плане. В то же время они обладают более широкими возможностями для визуализации истории.
В статье рассматривается одна из форм современных сообществ – фандомы, организуемые на основании объединения людей по принципу не только наличия общих интересов, но и стремления (готовности) к их активному выражению через различные виды совместных практик. Отмечая достаточно длительный срок существования таких объединений (прежде всего среди поклонников различных форм и жанров массовой культуры, а также спортивных фанатов), авторы статьи уделяют особое внимание цифровым фандомам как актуальной форме трансформации сообществ в эпоху взрывного роста технологических возможностей. Наиболее активное, «пассионарное» участие в них молодого поколения, быстрее других осваивающего и включающего в свою повседневность принципиально новый арсенал методов и приемов для самовыражения, для самодеятельных досуговых форм творчества и для нахождения своей «цифровой идентичности», делает этот феномен важным предметом изучения. В статье, в контексте современных “fan studies”, на примере спортивно-ориентированных цифровых сообществ рассматриваются некоторые проблемные поля, связанные с использованием современных технологий для так называемого фандомного творчества (фан-арта) в его конструктивном и деструктивном аспектах.
Пандемия усилила процессы цифровизации в академической культуре, что проявилось в виде интенсивного развития цифровых платформ в образовании и в запросе на виртуальную академическую мобильность (ВАМ). Со времен средневековых университетов и с началом болонского процесса к числу достоинств академической мобильности (АМ) можно отнести доступность к научно-образовательной среде других университетов, а ВАМ делает образовательные программы доступными из любой точки мира, включая асинхронное взаимодействие.
Согласно проведенному авторами статьи опросу, из-за пандемии образовательные программы академического обмена перешли в формат ВАМ. Участники академической коммуникации в числе основных трудностей АМ назвали финансовые и языковые проблемы, социокультурные различия и сложности с IT-поддержкой. Эти факторы делают востребованной внутрироссийскую АМ, что позволит увеличить интерес выпускников к регионам в качестве места работы. Для решения проблем коммуникационного, организационно-управленческого и технического характера необходимо создать цифровую платформу для ВАМ, которую можно использовать и для прохождения практик. При проектировании платформы нужно учитывать свойства виртуальной реальности, особенности образовательного процесса и культуру академической коммуникации между участниками.