№ 7 (2017)
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
9-17 244
Аннотация
В статье рассматриваются переводные материалы журнала Академии наук «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», касающиеся экономической теории и практики ведения хозяйства. Фрагменты трудов западноевропейских теоретиков экономической мысли для журнала впервые были переведены на русский язык. Эти переводы, по замыслу редактора, должны были иметь не только научное, просветительное, но и практическое, утилитарное значение.
18-35 258
Аннотация
В статье публикуются и анализируются показания советского писателя и ведущего журналиста газеты «Известия» Алексея Николаевича Гарри, данные им на следствии в ОГПУ в 1930 году. В контексте этих показаний описывается его биография, его журналистская деятельность. Анализируются причины, по которым журналист был трижды арестован. Особый акцент делается на одном из журналистских заданий Гарри: снабжение работавших в Москве иностранных корреспондентов (инкоров) информацией о жизни СССР.
36-46 240
Аннотация
В статье анализируется пропагандистская кампания, которая проводилась в советской периодике в августе-сентябре 1940 г. Она была инициирована докладом В. Молотова, который на фоне начавшейся Второй мировой войны призвал общество к «мобилизационной готовности». В литературе это обусловило правительственный заказ на изображение человека героического и добродетельного. Установка на «мобилизационную готовность» объясняет критику писателя А. Авдеенко за пристрастие к негативным персонажам, по этой же причине подверглась критика пьеса Л. Леонова «Метель».
47-50 221
Аннотация
В статье выявляется и описывается социально-политический контекст фельетона М.Е. Кольцова «Устарелая жена», появившегося на страницах газеты «Правда». Фельетон был опубликован в 1927 г., в разгар партийной борьбы, и был посвящен бытовой проблеме. Автор анализирует возможные причины появления этой публикации и приходит к выводу, что несмотря на бытовое содержание, фельетон Кольцова был антитроцкистским текстом, связанным с «дискуссией о порнографической литературе».
51-55 210
Аннотация
Автор статьи рассматривает советские рецензии на стихотворения В.Т. Шаламова, опубликованные в конце 1950 - начале 1960-х гг. Анализируя эти источники в культурно-политическом контексте указанного периода, исследователь приходит к выводу, что характер рецепции определялся преимущественно политическими условиями.
ИСТОРИЯ ПУБЛИЦИСТИКИ. РИТОРИКА
109-117 257
Аннотация
Автор статьи изучает характер упоминаний о В.С. Гроссмане в публицистике А.И. Солженицына 1970-х гг. Исследователь доказывает, что семантику и прагматику суждений Солженицына можно описать, только сопоставив их со свидетельствами в других источниках.
118-122 413
Аннотация
Статья посвящена анализу статей А.В. Луначарского о Н.Г. Чернышевском. В этих статьях Луначарский пытался повысить литературный статус автора романа «Что делать?», доказать, что он - хороший писатель. Делается вывод о двойственности статей Луначарского: с одной стороны, в них утверждается, что Чернышевский - один из лучших писателей. Но, с другой стороны, это утверждение почти всегда сопровождается оговорками. В итоге смысл статей Луначарского о Чернышевском сводится к расхожему дореволюционному мнению о том, что автор «Что делать?» прежде всего пропагандист, и только во вторую очередь писатель.
ЯЗЫК СМИ
123-131 215
Аннотация
В статье рассматривается функционирование синонимичных негативно оценочных прилагательных в текстах идеологически противоположных изданий. Автор показывает, что экспрессивные негативизмы количественно преобладают в прокоммунистической, националистической газете «Завтра», публицисты которой активно используют подобную лексику для саркастической имитации речи политического противника. В либеральной, прозападнической «Новой газете» число и разнообразие негативных эпитетов несколько меньше, они чаще служат для прямой отрицательной оценки различных явлений. В целом применение негативизмов способствует созданию общей агрессивной тональности в современной массовой коммуникации.
132-138 236
Аннотация
В статье показано, как отражен в современном медиапространстве такой ключевой концепт русской культуры, как «добро». Представления о добре в значительной степени влияют на аксиологическую шкалу журналиста. Через призму этого понятия журналист оценивает нравственное значение явлений общественной жизни в их соотнесенности с идеалом. Содержащееся в медиатексте понимание того, что есть добро, транслируется широкой читательской аудитории и в значительной степени влияет на общественное сознание.
139-144 454
Аннотация
В статье исследуется практика использования неологизмов и окказионализмов в полемических материалах советских литературно-художественных изданий 20 - начала 30-х гг. XX в. Предлагается рассматривать неологизмы и окказионализмы как средство выражения отрицательной оценки, способствующей повышению агрессивности журналистского полемического текста.
145-150 261
Аннотация
Статья посвящена вопросам использования аллюзии как выразительного средства и как инструмента реализации авторской интенции. Рассматриваются материалы деловой газеты «РБК», опубликованные в течение последнего года. Делается вывод о том, что заголовки аллюзии в зависимости от структуры могут быть разделены на два типа, каждый из которых имеет свои особенности.
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
56-65 271
Аннотация
В статье анализируется опыт взаимодействия российских факультетов журналистики и работодателей. Сегодня образовательные стандарты и рынок труда требуют такого сотрудничества. Принципы, динамика и качество сотрудничества в столичных и региональных университетах существенно отличаются. Разный уровень заинтересованности и конкуренции определяют уровень вовлеченности работодателя в образовательный процесс. К числу традиционных форм взаимодействия с работодателем относят разработку образовательных программ, проведение фестивалей, форумов, мастер-классов. Подробнее анализируется опыт факультета журналистики РГГУ в контексте совместной работы с представителями рынка труда. Перспективными и актуальными формами сотрудничества являются экскурсии в редакции СМИ, преподавание действующих журналистов, проведение занятий в редакции медиакомпаний, проведение мастер-классов, организация производственной практики. Эффективность форм взаимодействия факультета журналистики РГГУ подтверждается рядом объективных факторов. Во-первых, устойчивый интерес и постоянный рост заявлений абитуриентов в каждую приемную кампанию. Во-вторых, востребованность выпускников факультета. Свыше 90% выпускников работают по специальности. В-третьих, данные опросов выпускников.
66-70 225
Аннотация
Современное информационное общество и глобальные взаимодействия в мире диктуют новые требования к роли и компетентности педагога любого уровня. Одним из основных фокусов становится медиакомпетентность. Условия существования в современном обществе - это существование в медийном пространстве. Использование медиаобразования в системе повышения квалификации педагогов позволяет качественно и эффективно сформировать медиакомпетенции педагога любого уровня образования.
71-79 240
Аннотация
Статья посвящена обоснованию метода «проектное обучение», или «исследовательский проект». Обобщая собственный опыт и практику коллег, авторы формулируют основные подходы к его организации и его принципы, дают определение метода. В статье показано на конкретных примерах, какие факторы определяют выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства, к которому обращается преподаватель. Также в статье подробно рассмотрены принципы активности, исследовательской (творческой) позиции, объективности (осознания) поведения и партнерского (субъект-субъектного) общения.
80-87 339
Аннотация
Рассмотрена категория «общественный интерес» и ее значение для журналистики и свободы массовой информации. Проанализированы международные нормы обеспечения справедливого баланса свободы слова и защиты частной жизни как равнозначных правовых ценностей. На примере конкретного судебного дела показано, что существующий в российском законодательстве и разъяснениях Верховного Суда РФ пробел в определении понятия «публичная фигура» как объекта общественного интереса приводит к принятию судебных решений, противоречащих международным нормам.
88-91 246
Аннотация
Статья посвящена проблеме влияния современных СМИ и Интернета на воспитание современной молодежи. Рассматривается взаимосвязь технологических и социальных процессов, происходящих в информационной сфере. Анализируются нравственные и этические стороны, предлагаемые сегодняшнему потребителю контента. Выявляются причины современных проблем в воспитании молодежи.
92-102 240
Аннотация
Информационная составляющая американского телевидения, или ее информационное содержание (контент), претерпела за более чем полувековой период своей эволюции глубокие изменения, связанные с причинами экономического и технологического характера.
103-108 612
Аннотация
В современном обществе журналистское расследование является востребованным и популярным жанром журналистики. Оно выполняет ряд важнейших социальных функций, среди которых информирование и формирование общественного мнения. Кроме того, этот жанр оказывает существенное влияние на взгляды аудитории. В данной статье рассмотрены три уровня влияния, которые отличаются масштабом и важностью. На примере крупнейших журналистских расследований последних лет продемонстрировано, насколько необходимы такие материалы для улучшения качества жизни нашего общества.
ISSN 2073-6355 (Print)