№ 9 (2021)
Скачать выпуск
PDF
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
10-24 151
Аннотация
В статье рассматриваются способы представления государственных символов в почтовых открытках Японии периода Мэйдзи (1868–1912). На основе их визуального оформления рассмотрены способы конструирования имиджа новой власти. После «реставрации Мэйдзи» принимаются государственные символы (в основу которых положены старые родовые эмблемы ка-мон): национальный флаг, печать императора, ордена и медали. Почтовое ведомство принадлежало государству, что позволяло через изображения демонстрировать не только собственно государственную символику, но и то, в каких ситуациях ее следует применять и как ее надлежит воспринимать. Эти задачи реализованы художественными средствами. Разнотипная символика на открытках распределена неравномерно. Наиболее разнообразные сюжеты связаны с национальным и армейским флагами. Изображалась не только война, но и повседневная «мирная» жизнь. Для художественного оформления использовались документальные фотографии, декоративные рисунки эмблем, реальных людей и фантастические персонажи. Через них передавались положительные эмоции (гордость, радость, заинтересованность и др.). Япония репрезентируется как современное, внутренне сплоченное государство с неодолимой военной мощью, полностью поддерживаемое населением, с государственной символикой, сохраняющей преемственность со стариной.
25-48 293
Аннотация
В статье исследуется религиозный культ, сложившийся во Вьетнаме вокруг известного французского бактериолога, первооткрывателя чумной палочки Александра Йерсена (1863–1943). Культ Йерсена возник в месте его захоронения в пригороде Нячанга на юге Вьетнама, причем Йерсен почитается там одновременно и как дух-покровитель местности (thành hoàng) в рамках вьетнамской народной религии, и как бодхисаттва в рамках буддизма махаяны, хотя буддистом он не был. Один из буддийских храмов, в котором ему поклоняются, ранее был его рабочим кабинетом. При этом буддийский культ тесно связан с народным почитанием ученого. Поклонение Йерсену как духу-покровителю местности происходит на его могиле. Важной особенностью культа является то, что народное почитание Йерсена было поддержано государством: в 2013 г. было опубликовано жизнеописание Йерсена с перечислением его заслуг как основания для почитания его в качестве покровителя местности. Кроме того, проводятся светские церемонии в честь Йерсена, содержащие элементы религиозных практик, коренящихся в убежденности вьетнамцев в активном влиянии духов умерших на повседневную жизнь живых людей. Почитание Йерсена рассматривается нами как новый синкретический культ в постсекулярном Вьетнаме, свидетельствующий о живучести традиционных верований и их способности к развитию в меняющихся социальных условиях.
ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
49-66 192
Аннотация
В статье дается первичный анализ российского корпуса illustration studies как системного теоретического осмысления иллюстрации. Автор подчеркивает междисциплинарный характер исследований иллюстрации как социокультурного феномена. Изучается представленность темы в российских диссертационных исследованиях, в периодических научно-теоретических журналах различных учреждений культуры и науки (университетов, библиотек, музеев, научно-исследовательских институтов), в тематических сборниках и монографиях, посвященных иллюстрации как медиа, художественной практике и визуальному исследованию. Дополнительно обосновывается необходимость изучения и включения в анализируемые ресурсы просветительских проектов и деятельности независимых исследователей. Автор обращает внимание на двойственность ситуации. С одной стороны, есть регулярное появление новых событий (выставок, конференций, статей, сборников, диссертаций), связанных с книжной, журнальной и веб-графикой. С другой стороны, большая часть публикаций и исследований обращена к исторически удаленным объектам, лишь минимальное количество ученых работает с современностью. Автор фиксирует разобщенность научного сообщества и слабую межведомственную коммуникацию в российских illustration studies и говорит о необходимости создания междисциплинарной и интернациональной публикационной площадки, объединяющей исследователей иллюстрации всех форм ее современного существования, о потребности в российском специализированном научно-теоретическом журнале.
67-86 154
Аннотация
В статье рассматривается принятая к реализации концепция «Открытого хранения фонда керамики и строительных материалов» коллекции Государственного научно-исследовательского института и музея архитектуры им. А.В. Щусева. Представлен обзор коллекции музея, которая содержит более 4000 предметов, отражающих разнообразие строительных материалов, используемых мастерами от эпохи Древней Руси и до начала XXI в. На основе анализа российского и зарубежного опыта автор утверждает, что выбранная форма экспозиции обеспечивает доступ и максимальный контакт с аутентичными предметами, большая часть из которых ранее не демонстрировалась. Эта концепция легко сочетается с пространством музея, посвященного архитектуре. В музейных коллекциях количество предметов намного превышает возможность выставлять их в музее. Отсюда главный упрек в адрес музейного сообщества: большая часть любой коллекции, хранящейся в музейных хранилищах, недоступна для публики. Основная причина этого – нехватка экспозиционных площадей. Этот дефицит существует почти в каждом российском музее. Все чаще музеи используют для выполнения своей основной функции, хранения и предоставления социокультурной информации, не только выставочные площади, но и открытые хранилища.
87-99 186
Аннотация
Современная российская комикс-индустрия представляет из себя по большей части авторские комиксы. При этом, в первую очередь, комиксы ассоциируются с супергеройскими историями, чье появление на экранах кинотеатров и стало отправной точкой для узнавания множеством людей о первоисточнике – комиксе. В России массовый коммерческий комикс представлен издательством BUBBLE Comics. Его слоганом с первого выпуска был: «Страна должна знать своих супергероев». В статье рассматриваются формы и способы трансформации характерных черт супергеройских комиксов в российских комиксах издательства BUBBLE Comics. BUBBLE Comics стремятся не копировать нарративные стратегии американских издательств, а адаптировать их для российского читателя. Издатели BUBBLE частично используют супергеройскую тематику, перенимая идею единой вселенной и героев, занятых не столько спасением мира, сколько помощью людям. В отличие от традиционных супергероев-одиночек, герои BUBBLE Comics окружены людьми, разделяющими их миссию, и являются, скорее, частью команды. Такие комиксы не только конструируют новый фикциональный мир, но и в определенной степени отражают социально-культурную реальность, близкую пониманию российского читателя.
100-115 342
Аннотация
Тэдзука Осаму – один из первых авторов манги, кто стал перекладывать произведения классической литературы на язык японских комиксов. Среди его работ можно выделить комикс-адаптации «Фауста» Гёте («Фаусто», 1950) и «Преступления и наказания» Достоевского («Цуми то бацу», 1953). Эти работы, по заверениям самого Тэдзука Осаму, создавались им для того, чтобы познакомить подрастающее поколение с шедеврами мировой литературы. Но, на самом деле, они представляют собой скорее смелый эксперимент автора манги, который основан на личном опыте знакомства Тэдзука Осаму с произведениями американской и советской анимации, а также с кинематографом того времени («Белоснежка и семь гномов», «Конек-Горбунок», «Мотылек и пламя», «Третий человек» и др.). Будучи большим поклонником кинематографа с детства, Тэдзука Осаму невольно перенес в искусство комикса набор различных кинематографических приемов, расширив тем самым его возможности. В данной статье мы подробно рассмотрим механизм адаптации художественных текстов в комиксах манга Тэдзука Осаму, начиная с указания прямых цитат на киноленты и анимацию того времени и заканчивая использованием разнообразных эффектов (эффект Кулешова) и принципов работы киноиндустрии («Система знаменитостей»).
МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ
116-125 258
Аннотация
Статья вводит в русскоязычное пространство теории медиа понятие «цифровой свет», а также предлагает его концептуализацию как распределенного сетевого медиума, трансформирующего культурные практики. В статье обосновывается необходимость выделения цифрового света в качестве отдельного понятия. В отличие от понятия «электрический свет», введенного Маклюэном, содержание понятия «цифровой свет» основывается на конструктивных и физических особенностях этого медиума, а не на абстрактных представлениях о «чистой информации». В статье описываются медийные свойства цифрового света, определяемые его полупроводниковой структурой и свойством дискретизации электрического сигнала. Обосновывается продуктивность рассмотрения этих структур в контексте широкого понятия цифрового света, а не отдельных технологических форм или программных решений. Рассматриваемый не как какая-либо отдельная технологическая форма, вроде лампочки или экрана, а как охватывающая всю совокупность излучающих и контролирующих излучение средств, как динамическая развивающаяся сеть, элементы которой могут быть как видимы человеку, так и невидимы ему (составлять часть инфраструктуры), – цифровой свет создает различные ситуации многоканального обмена электрическими сигналами, устраняя границы между собственной цифровой структурой и освещаемыми объектами окружающей среды. В частности, цифровой свет позволяет существовать интерактивным инсталляциям и может в реальном времени обрабатывать и визуализировать большие данные. Цифровой свет, понимаемый таким образом, оказывается медиумом с собственным «сообщением», что преодолевает утверждение Маклюэна об электрическом свете как о «медиуме без сообщения».
126-138 298
Аннотация
В статье рассматриваются формы исторического сознания, присутствующие в цифровой среде, а именно в интернет-мемах. С всеобщим распространением интернета цивилизация получила не только новый инструмент для коммуникации, но и вошла в фазу принципиально новых коммуникативных форматов. Одним из них являются интернет-мемы – понимаемые в данной статье как преимущественно видоизменяющиеся шаблоны, в которых статична картинка и меняется текст. Интернет-мемы функционируют как двухуровневые высказывания. На первом уровне интернет-мем являет собой ироническую часть, которая позволяет захватить внимание и перейти на второй уровень, на котором совершается высказывание. В коммуникации посредством интернет-мемов заключается реализация повседневных представлений и мыслительных структур. К этим структурам, в числе прочего, относится историческое сознание, под которым можно понимать все случаи присутствия прошлого в повседневной жизни. Если историческая память в интернет-культуре широко исследуется: анализируются нарративы, символы, которые реализуются в разного рода контенте, то историческое сознание пока остается за пределами анализа. В статье ставится проблема реализации темпоральных представлений, роли прошлого в обработке событий настоящего, концептуализации прошлого в коммуникации посредством интернет-мемов
139-156 260
Аннотация
Социальные медиа способствовали распространению блоггинга, посвященного моде, стилю или образу жизни, по всему миру. Данное исследование посвящено стратегиям самопрезентации русскоязычных модных блогеров. Его объектами являются «Инстаграм»-аккаунты и YouTube-каналы двух российских модных блогеров: Александра Рогова и Карины Нигай, а также их появления в качестве гостей в различных интервью-шоу на платформе YouTube. Александр Рогов получил первоначальную известность благодаря своим телевизионным проектам. Карина Нигай добилась популярности благодаря онлайн-присутствию в YouTube и «Инстаграм», поэтому является «чистым» примером интернет-селебрити, чей взлет к славе произошел в Сети. В задачи исследования входят: 1) анализ поведения модных блогеров на разных онлайн-площадках; 2) изучение того, как модные блогеры обосновывают и предъявляют свою экспертную позицию в коммуникации с аудиторией. Обращение к модному блогингу позволяет рассмотреть, каким образом его представители выстраивают свои персональные бренды и утверждают себя в качестве экспертов в области моды и стиля в русскоязычных социальных медиа.
ISSN 2073-6355 (Print)